Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Дон Карлос" Дж.Верди в Опера де Бастий, реж.Кшиштоф Варликовски, дир.Филипп Жордан (кинотрансляция)

Неожиданно, спонтанно, без особой охоты попал я на кинотрансляцию из городу Парижу - тем удивительнее было наблюдать в зале десятки знакомых фотокарточек, не все из которых видеть было мне приятно (а уж как некоторым "приятно" было встретить меня, боюсь представить...), но в любом случае показатель: не рядовой сеанс в кинотеатре, но статусное событие. В первом перерыве, выяснилось, еще и наливают, причем с чрезмерной, опять же, позволю себе заметить, с щедростью, а может и это я из завести, что слишком много выпить не мог, ведь впереди оставалось еще три из почти пяти часов хронометража.

"Дон Карлос" - самая длинная из опер Верди, и мне всегда казалась, самая нудная, да и пьеса Шиллера, положа руку на сердце (а мне "Дон Карлоса" доводилось смотреть и в драмтеатре! вот уж где пытка...) - едва ли нынче кого-то захватывает. Еще одна неожиданность - благодаря кинотрансляции я обнаружил, что музыка Верди, при всей моей нелюбви к этого сорта опере, ничуть не скучна, мало того, я ее, получается, на своем любительском уровне неплохо знаю. Ну то есть я понимал, что слышал "Дон Карлоса" неоднократно, и живьем в Большом тоже, конечно, но и не предполагал, что "Дон Карлос" до такой степени знаком мне в целом, не только по отдельным шлягерным номерам. В Большом, правда, постановка, которая и выпускалась при обстоятельствах форс-мажорных, буквально "шла ножками вперед", совсем "никакая", даже не "ужасная", вспомнить нечего. А тут я изначально повелся скорее на имя режиссера, пусть Кшиштоф Варликовски - тоже отнюдь не мой кумир, но все же мелькнула надежда, что с Верди он сотворит нечто экстраординарное.

Уж на что я никуда не езжу и ничего не вижу, какие в свете чудеса, а привел Господь и меня однажды лично отметиться на самой что ни на есть оперной премьере Кшиштофа Варликовски - слушал и смотрел "Алкесту" Глюка в мадридском "Театро Реаль", ну и не сказал бы, что испытал потрясение или хотя бы получил удовольствие, да и обстановка не располагала, но там, в "Алкесте", по крайности присутствовала пресловутая "современная оперная режиссура", которая способна кого-нибудь с непривычки и/или по недомыслию раззадорить:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2774755.html

В то время как парижский "Дон Карлос" - аккуратненький, стерильный продукт, способный в большей или меньшей степени удовлетворить всех, и уже этим меня он не удовлетворяет. В первой сцене еще присутствуют отдельные вещественные знаки, по которым можно угадать, что спектакль ставил кто-то типа Варликовски, а не Лаптев или Степанюк: статуя коня с отчетливо обозначенными половыми признаками, жестяной рукомойник... - ну тоже фигня, конечно. К 4-му акту, разыгранному на офисной мебели, надежд не оставалось никаких. Общее решение пространство - универсальный интерьер какого угодно госучреждения условной "второй половины 20-го века". Безликая "тоталитарная система", неопознаваемая, абстрактная "военная диктатура".

Самая броская частная "находка" режиссера - зал для фехтования, где впервые появляется Эболи в исполнении Элины Гаранча, и Гаранча - главное, ради чего стоило смотреть запись спектакля, и пяти часов не сильно жалко (но разумеется нашлись выродки у меня за спиной, словно нарочно именно на соло Гаранчи всякий раз принимавшиеся базарить, хотя в целом публика на кинотрансляции опер, что характерно, собирается куда приличнее, чем непосредственно в оперном театре, там много случайного народа, процентов 90 приходят за чем угодно, только не ради собственно музыки и спектакля, в кинотеатрах на театральных показах соотношение обратное; а мне, как всегда, не повезло). В унисексуальном тренировочном костюме с рапирой в руках, но здесь и далее также и с сигареткой - ЗОЖ и курение героиня совмещает, стало быть - Гаранча не просто неотразима внешне, абсолютно точно попадает в характер Эболи, и в каждой ноте великолепна, в каждом кадре безупречна, что выпад шпаги, что лесбийский поцелуйчик, все ей дается естественно. Но не столько даже хитовая, растиражированная песенка из этой сцены, сколько драматичная, "накаленная" ария из предпоследнего акта оставляет сильнейшее впечатление от ее вокальной и актерской работы в спектакле. Не могу понять, почему я пропустил в свое время сольный концерт Гаранчи в БЗК - сейчас, глядя запись (а его снимали для ТВ), где она выступает перед полупустым консерваторским партером, я испытываю чувство неловкости (мое недоумение разделила вся Европа).

Зато исполнителей главных партий (ну Эболи тоже номинально "главная", но не "самая") слушать в Москве живьем доводилось - видимо, запись и киновариант на большом экране хороши не только тем, что позволяют сосредоточиться на мелочах оформления благодаря стараниям оператора и монтажера, но и дают возможность расслышать достоинства исполнения, скрадывая многие недостатки. В меньшей степени это касается Сони Йончевой, которая пела в концертом исполнении "Таис" Массне пять лет назад -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2180618.html

- и по концерту было ясно, что вокал у нее пластичный, "драматический", что она артистка, а не просто "певунья" голосистая. Но в качественной записи спектакля голос Йончевой, богатый оттенками не только вокализации самой по себе, но и драматической игры, заставлял цепенеть. Сложнее с Йонасом Кауфманом, тут и запись не скрыла его, судя по московскому сольнику -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2808771.html

- привычной манеры сперва экономить силы, беречь голос, не выкладываться сразу, а "распеваться" ближе к концу; тут еще и "конец" совсем не "близок", и "энергосберегающие" технологии использовались на всю катушку, в общем, на первых своих сценах Кауфман-Дон Карлос, мягко говоря, не блистал, а проще сказать, и пел-то не везде чисто, потом стало лучше. Ильдар Абдразаков в партии короля Филиппа, да и вообще везде, намного ровнее, но актерски, обычно такой живой и яркий (все же и его доводилось не только слышать со сцены, а и видеть в полноценных театральных постановках, и живьем, и в записях), тут довольно тусклый, однообразный. Абдразаков в любом случае хорош, мощен - но спектаклю драматически ничего от своей артистической силы не добавил, четко отработал сам за себя и этим ограничился.

Генеральский парадный мундир Абдразакову, допустим, в роли Филиппа идет, как и Кауфману в образе Дон Карлоса - вязаный свитер, но из внешних деталей сколько-то внятная, не говоря уже чтоб оригинальная, постановочная концепция не сложилась, и элементарного драматического взаимодействия, по-моему, не возникло. Разнообразия "картинке" добавляли "пятна" на - как я понимаю - переднем полупрозрачном занавесе (в видеоверсии сразу не разберешь), придающие зрелищу эффект "старой кинопленки", "документальной хроники" (хронике чего? кого? когда?), да портретные видеоинсталляции с изображениями героев. Наиболее "символическое" видео отсылало к "Сатурну", но людоедство, обозначенное, заявленное на картинке, в сценическом действии оборачивалось спокойным, умеренным мизансценированием, не перегруженном подробностями, а мне-то "подробностей" ой как не хватило; что, впрочем, относится к работе не только режиссера с артистами, но и дирижера с оркестром, коль на то пошло - складно, динамично, а без нюансов, без "анализа". Ну и английские субтитры к французскому либретто мешали - зачем они? Сюжет известный (целевой аудитории кинопоказов уж наверняка), русскоязычный перевод был бы, может, и не лишний, а проще вообще без титров обойтись, но английский текст - совсем ни к чему, только отвлекает и картинку портит.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments