Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Жизнь впереди" реж. Карен Оганесян

Одновременно с "Аритмией", расхваленной и премированной, распиаренной похлеще боговдохновенных и церковноблагословенных космических и военно-православных блокбастеров, в прокате стартовала не засвеченная на фестивалях, не получавшая, насколько я знаю, призов, и вообще почти не рекламируемая "Жизнь впереди". К большому удивлению я оказался на сеансе (правда, воскресным вечером, что не показатель) в практически полном зале, но еще сильнее удивила меня сама картина.

Светлана Ходченкова, Александр Паль, Артур Смольянинов, Денис Шведов, Егор Корешков, Павел Прилучный, Артем Семакин и т.д. играют бывших одноклассников. То есть практически все знаковые актерские лица актерского поколения "плюс-минус 30" собраны вместе, и вряд ли только из маркетинговых соображений. Встречаются персонажи впервые за много лет, не виделись с "последнего звонка", а повод - смерть еще одного одноклассника, спившегося в родном городке, что героями воспринимается как своего рода "первый звонок".

Картина, правду сказать, драматургически корявая, как будто из не вполне удавшегося сериала выбросили половину эпизодов, а оставшиеся сметали на живую нитку для полнометражного формата. В итоговой версии одни линии прописаны подробнее, другие обрублены. Я бы выделил из сквозных сюжетов два. Первый - линия Игоря (Денис Шведов) и Григория (Артур Смольянинов). Когда-то в школе Григорий был хулиганом и терзал Игоря так, что тому невмоготу было из дома выйти. Теперь Игорь типа "крутой" (без подробностей, но криминалом несет за версту), а Григорий раскаялся и стал проповедником некой секты, наставляет заблудших на путь истинный. Вместе они отправляются на похороны одноклассника, едут на машине Игоря, и попутно Игорь демонстрирует бывшему обидчику свою "крутизну", а тот его безуспешно умиротворяет - все оборачивается настолько круто, что оскорбленный за своих девушек Игорем придорожный сутенер сшибает друзей с трассы грузовиком и на скорбную церемонию они являются перебинтованными в крови

Вторая из наиболее четко прочерченных линий - Людмила (Светлана Ходченкова) и Геннадий (Александр Паль). Гена был старостой класса и "хорошим мальчиком", поэтому из городка не выбрался, живет с матерью, работает таксистом. Люда же - главная из класса "звезда", сразу после школы уехала в Европу. Но Гена про свою любовь к Люде не забыл, он с выпускного мечтал убежать с ней в ночь, покататься на лодке, а потом спасти, когда она станет тонуть - и спустя годы осуществил-таки свою мечту, ну почти: завязал Людмиле рот, увез ее на своем такси, посадил в лодку, решил утопить, чтоб спасти - Людмила, правда, не растерялась и столкнула Гену в воду первой, а он плавать не умеет, так что ей самой пришлось нырять, его вытаскивать. В процессе Людмила даже прониклась к Гене симпатией - а Гена наоборот, так что к маме он Люду решил уже не вести. Тем более когда выяснилось, что в Европе она работает стриптизершей.

И еще одна вроде бы тоже сквозная, но какая-то куцая линия связана с героиней, которая хочет ребенка, и среди своих прежних земляков, и одноклассников, и мужей одноклассниц, ищет потенциального отца... Да все мимо, пока не обращает внимание на классрука-физрука (Сергей Бурунов), но я так и не понял, предприняла она в его направлении какие-то практические шаги или уехала совсем пустая. Лучшая подруга этой алчущей материнства пустышки, напротив, "мать-героиня" при "идеальном муже", которого играет Максим Виторган, и готова своего "быка-производителя" одолжить страждущей по дружбе, но разу же сам начинает ревновать, хотя несостоятельный "бык" с яловой "телкой" попели дуэтом в койке про глызинского "Ангела" полушепотом да и заснули бок о бок.

Помимо всех прочих объективных недостатков в кадре появляется и режет глаз то и дело какой-то сельхозбанк с дурацкой и навязчивой, совсем плохо "скрытой" рекламой - а тем не менее лично я "Жизнь впереди" поставил бы выше "Аритмии", если не по художественным достоинствам, то по честности взгляда на эту самую жизнь. При всей изломанности "кардиограммы" Борис Хлебников своих героев считает людьми "практически здоровыми", в крайнем случае списывая любые их отклонения на счет обстоятельств, хотя бы "системных". У Оганесяна обстоятельства, и это очень забавно, мало поменялись с момента, как для персонажей прозвенел "последний звонок" в школе, и до "первого звонка" с кладбища, при том что прошло много лет, и вместо 90-х на дворе 2910-е; да и сами эти нелепые, убогие, ни в чем, может, индивидуально и не повинные, но уродливые, изнутри гнилые существа не изменились тоже, большинство даже и не попыталось, и не поставило перед собой такую задачу, а кто поставил, как героиня Светланы Ходченковой, не преуспели, и вместо карьеры в Европе оказались с тем же классом в том же городе и в одной лодке с Геннадием... Что никакой "жизни впереди" у этих убогих нет - само собой разумеется, но еще страшнее, что жизни нет и позади, ничего не будет - и ничего не было.

Но раз уж сопоставления с "Аритмией" так или иначе возникают - то я бы снова обратил более пристальное внимание на саундтрек и, в частности, на музыкальное оформление финальных титров. У Оганесяна в кадре и за кадром музыка звучит постоянно - герои без будущего и без прошлого существуют словно одновременно в прошлом и в настоящем, а стало быть и саундтрек картины соответствующий: день сегодняшний представляют "Город 312" и "Моя Мишель", школьно-подростковые годы - "Ты не ангел" Глызина и иванушкины "Тучи", а далекое-глубокое детство - "Чунга-Чанга" с "Крылатыми качелями", и все всплывает одновременно, перемешивается. Но на финальных титрах вдруг звучит... "На маленьком плоту" Юрия Лозы. Даже если не брать в расчет ни репутацию автора-исполнителя, ни даже тот факт, что лейтмотивом своего "Груза 200" эту песню сделал Алексей Балабанов (у Балабанова она возникает нарочитым анахронизмом, но как раз на школьную юность персонажей Оганесяна пришелся пик популярности "Маленького плота") - остается парадокс: выуженная из интернета полустилизация-полупародия от Стрыкало на титрах "Аритмии" воспринимается аудиторией на голубом глазу, словно юность к героям после всех передряг снова вернулась вместе с прежней взаимной страстью:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3674603.html

Тогда как на титрах "Жизни впереди" лишенная начисто юмора и самоиронии слезливая гитарная шняга Лозы звучит (или все-таки я придумываю и Оганесян, равно и Хлебников, не заморачивались контекстами, подтекстами, возможными сложностями восприятия?) саркастично, прям-таки отчаянно-издевательски, подстать названию фильма.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment