Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Изнанка" реж. Димитрис Папаиоанну в Музее современного искусства на Петровке

Опасался толпы на входе и особенно внутри, уже непосредственно на инсталляции - да видно так хорошо все организовано и широко разрекламировано, что никому особо и не надо, у кассы - ни дежурных, ни списков, в зале, где демонстрируется видео, тоже почти пусто, за все время, что я просидел на пуфике, куда шлепнулся легко, а поднялся еле-еле, больше двух десятков маленьких любителей современного искусства кряду не набиралось, больших любителей, по-моему, практически не было, не считая безошибочно опознаваемого Костика Львова, скрючившегося на подушке прямо перед, считай что под экраном. Я пришел - Костик уже сидел, я уходил - Костик еще сидел, вот это я понимаю, вот это да. Но я тоже из шестичасовой записи два часа отхватил. Потому что заглянуть на десять минут, конечно, можно - но смысла нет. Однако и все шесть часов от звонка до звонка высиживать - полагаю, разве что из спортивного интереса, минимум часа полтора, максимум три-четыре - нормально, чтоб оценить красоту замысла и совершенство воплощения.

Между тем "Изнанка" - вещь реально крутая! Если вообще бывает настоящее "современное искусство", свободное как от шарлатанства, сектантства и схоластики (по большей части оно к этому набору сводится), так и от популизма вкупе с "просветительством" (это лучше, чем шарлатанство, но меня тоже огорчает, как огорчила отчасти именно с этой точки зрения "Ночь в библиотеке" Лепажа) - вот оно. Понятно, что в формате перформанса бы "Изнанку" посмотреть, тем более что несколько лет назад до Москвы доезжала и показывалась здесь "живьем" одна его совершенно шедевральная штука "Первая материя" -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2675614.html

- да куда там, грехи не пускают, и в любом случае без вариантов, проект 2011 года. Но и как видеодокументация сценической инсталляции - тоже прекрасна! На экране - комната, вернее, декорация комнаты, и видно, что это декорация, что это "сцена", потому что время от времени перед ней подползает... ну назову его "монтировщики", и другие технические "помарки" мелькают, которые ничего не стоило бы вымарать при монтаже так, что монтажа никто и не заметил бы, но автор их оставляет, значит, подчеркнуть условность, театральность ему принципиально важно. В комнате - люди, мужчины и женщины, мужчин, как мне показалось, количественно раза в два-три больше. Заходят в дверь слева, зажигают свет, вешают одежду, что-то едят за столом в левой, "кухонной" части, в правой, посидев на унитазе, принимают душ, вытираются, раздетые догола - очень жарко, видимо - ложатся на койку, но заворачиваются в простыню и... проваливаются сквозь кровать. Ну или исчезают из поля зрения каким-нибудь другим способом, например, безвозвратно пропав в той же душевой или кухне. А еще выползают, открыв стеклянную загородку, подышать на балкон - проем в центре выгородки - за которым то и дело меняется пейзаж, ободранная стена дома напротив в лучах солнца сменяется ночным небом и т.п.

Я бы не говорил, что зрелище "гипнотизирует", "завораживает" - Папаиоанну, как мне видится, не про то, он не "маг", он аналитик. Безымянные обитатели стилизованной "студии", повторяющие вроде бы одни и те же действия то вместе, то поврозь, а то попеременно, существующие в одном пространстве, но словно в параллельных измерениях, и не только пространственных, но и временных (в комнате то пусто, то один человек, то целая толпа, однако никто друг с другом не взаимодействует и даже чисто логистически и "хореографически" не "сталкивается лбами") своими простейшими движениями, бытовыми действиями создают настолько безупречную "пластическую" партитуру, что, с одной стороны, залюбуешься, а с другой, и тут пресловутые задачи "современного искусства" (вывести из зоны комфорта и т.п.), обычно остающиеся декларациями, реализуются в полной мере, начинаешь прикидывать поступки участников перформанса на себя, следить за ними, как за собой со стороны. Кроме того, вопреки мощной тенденции выдавать на публику всевозможное, а прежде всего телесное уродство, Папаиоанну работает с перформерами весьма приятными для глаза - они молодые и стройные, мужики брутальные и мускулистые, бабы фигуристые, но миловидные, в общем, даже на столь примитивном уровне воспринимать видео как "зрелище" не противно, оно не отталкивает, и явно постановщик на то и рассчитывал, что фактура артистов будет привлекать, концентрировать внимание на них, а не наоборот, что происходит во многих иных видео- или сценических перформансах.

Тем не менее, при всей кажущейся и спонтанности происходящего, и, как это говорится по-умному, "симультанности" действа, течение линейного времени в отсутствии наглядного хронометрирования обозначается простой и весьма примечательной деталью. Каждый из персонажей, выпив перед тем, как лечь, стакан воды, ставит его на полочку рядом с койкой, и там, естественно, выстраивается, заполняя всю полку, целая батарея граненого стекла; в отличие от тарелок на кухонном столе, они не убираются и не исчезают сами, но каждый следующий стакан теснит уже выстроенный ряд, сталкивая с полки крайний, ближний по отношению к камере (и к зрителю); стакан падает, уж разбивается или нет, на экране не видно, но техассистент по переднему плану проползает как раз за тем, чтоб подобрать стекло. То есть картинка обстановки как бы и не меняется - число стаканов на полке не увеличивается и не уменьшается, но это разные стаканы, от каждого пришедшего и улегшегося, чтоб исчезнуть, персонажа, остается свой. Мелочь примитивная, но меня она как-то очень сильно зацепила своей, допустим, не бог весь какой метафоричностью - а все же.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments