Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Цай Гоцян "Октябрь" в ГМИИ

К Цаю в основное здание очередей никаких - все ушли на Климта. Обойдя расположившуюся перед входом и закрывшую фасад "инсталляцию" из березок в кадках, кроваток и колясок - я бы, кстати, ее не разбирал, так и оставил бы в зиму, под снегом-то еще поди лучше березки смотрятся - поднялся по центральной лестнице под растянутым над ступенями транспарантом "Никто не даст нам избавленья", надпись "выжжена" порохом на белой ткани, и весь остальной, вернее, основной Гоцян, тоже такой "пороховой", "взрывной". В действительности все это давно перегорелые дела - как по технике, так и, что печальнее, по идеологии.

Проект Гоцяна, сопровождающийся многочисленными пиар- и околохудожественными акциями, называется "Октябрь" и номинально приурочен к 100-летию революции, фактически же здесь презентуется не столько революция 1917 года, сколько персонально Гоцян, а еще, от чего меня на каждом шагу мутило, идея "русский с китайцем - дружба навек". Центр экспозиционного проекта - триптих "Земля", "Река" и "Сад". Если "Земля" - это грядка сухих колосков ("плодородная русская нива", как оно описано в экспликации), на которых выстрижены "валетом" (ну только что не в позе 69) символические серпы с молотками и пятиконечные звезды, отраженные в зеркале на потолке для удобства полного обзора, то "Река" и "Сад" - многосоставные "живописные" полотна, хотя "пишет" Гоцян не красками, а подожженным порохом с помощью заранее подготовленных трафаретов. "Река", кстати, небезынтересна в том плане, что эту черно-белую композицию можно долго разглядывать, там есть что поискать - сотня фотографий взята за основу для трафаретов, сделан ловкий коллаж, где обнаруживаются полустертые очертаний семейных парадных снимков, тачанок, лозунгов - целая "фреска" своего рода, символизирующая, понятно, "реку времени", ее движение, "течение". "Сад", напротив - цветной и статичный, из мак и гвоздик, сквозь которые пробиваются открыточные образы утопического советского счастья, в том числе детского. Я бы только на месте кураторов, да и художника, не вымучивал бы из этой профанации дополнительные смыслы вроде того, что мак означает призыв автора освободиться от сладостного сна - уж больно мелко и лживо выходит.

Тем не менее эта основная часть по-своему эффектна и занимательна, однако к ней прилагается еще целая выставка, где можно наблюдать на видео технологию производства "полотен", при участии непосредственно москвичей, с поджиганием пороха - между прочим, оставшись на уровне "перформанса", не доходя до конечного музейного "продукта", подобного сорта "творения" могли бы представлять и больший интерес, сдается мне, правда, тогда этакое "революционное" искусство намного сложнее было бы продавать.... Экспонируются образцы трафаретов и эскизы к ним, например, "селфи автора на фоне картины Крамского" (!), а далее разъясняется, что Гоцян у себя в Китае сызмальства жить не мог без ВРК ("великой русской культуры"), только о ней и думал, в том числе когда при "культурной революции" они с отцом ночами книжки жгли, мечтал о "Незнакомке" Крамского - и ну надо же, сбылась мечта Гоцяна! От папы художнику достались горные пейзажи, нарисованные на спичечных коробках - и они идут в дело, под них особый закуток выгорожен. Как и пара ранних картинок 1970-х годов, написанных молодым Гоцяном в период обучения, когда он, помимо Крамского, восхищался еще одним великим русским художником Левитаном: "Закат на берегу", "Возвращение к морю" - ну для четверышника ("ударника", сказали бы тогда) глазуновского ПТУ сошло бы, для стен ГМИИ - диковато, если честно. Есть и "ранние опыты с порохом" - а баловаться с воспламеняющимися веществами китаец начал давно, еще в середине 1980-х.

Что можно тут понять, узнать или хотя бы почувствовать насчет Великого Октября в сотую его годовщину - я не догнал, но про Гоцяна информации, по-моему, с избытком, стоит ли он того, я для себя вопрос оставил открытым. Однако помимо основного триптиха и его субпродуктов Цай Гоцян предлагает еще видеопроект праздника на Красной площади. К нему, как я понял, относятся и работы типа "Малевич и красная звезда над красной площадью", но они по крайней мере неплохо декорировали бы интерьер корпоративного офиса или культурного представительства РФ за рубежом, аккурат в подобной расфасовке идет ВРК на экспорт (да и небось Шиле в приемной не повесишь, клиенты разбегутся). А вот трехчастная видеоинсталляция с "пороховыми" залпами над башнями Кремля - это, конечно, мило, и жаль, что православные никогда не позволят "какому-то китаезе косоглазому" взрывать над своими святынями, у них же там и храмы с могилами царей, и мавзолей Ленина в костюме от Боско, не хватало только все это превратить в пороховую бочку, много всякого сакрального, что и без Гоцяна может вспыхнуть когда угодно, как уже не раз бывало. Гоцян, впрочем, свой "проект" видит сугубо идеалистически - без народных масс, ментовских толп и перегородок по всей Москве, как если бы ради искусство всех, включая резидентов Кремля и представителей стерегущих спецслужб взяли и выселили нахер как минимум ради праздничка раз в сто лет, чтоб в чистом небе живописать светом и дымом - оно и хорошо бы, может, но утопия похлеще Октябрьской. А если все только ради картинки на экране - картинку лучше было заказать группе AES+F, они и больше в теме, и местность чувствуют точнее, и повеселее всяко.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment