Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Александр Волков в галерее "ArtStory"

С порочной практикой приходить на выставки в последний день работы надо завязывать - но иногда она себя оправдывает. Не то чтоб я случайно проползал мимо, но, в общем-то, уже не рассчитывал успеть на Волкова, однако шлепая из "Новой оперы" в сторону Тверской, безнадежно опоздав на следующий намеченный дневной спектакль и имея в запасе пару форс-мажорных часов до вечернего, я без уверенности, что выставка еще не закрылась, в "АртСтори" заглянул - и попал на т.н. "финисаж", то есть даже с вином и грушами. Ну меня перед вечерним спектаклем угощение интересовало в меньшей степени, а в большей - собственно экспозиция.

Имя Александра Волкова неслучайно мне запомнилось по грандиозной выставке "Сокровища Нукуса" в ГМИИ -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3567011.html

- но Александр Волков, которого показывали в "АртСтори", одной из лучших частных галерей Москвы (не так давно здесь же проходила великолепная выставка "Мясницкая, 21") - сын того Волкова из Каракалпакского музея. Естественно, очевидна преемственность - и в тематике, и в стилистике: среднеазиатское солнце, яркие краски, этнография пополам с метафизикой, очень любопытно перемешанные черты авангарда 1920-х и последующего "соцреализма", западных тенденций и юго-восточных мотивов. Но заметны и различия поколений, что тоже увлекательно прослеживать.

При входе на выставку - сразу самые свежие работы художника, почти абстрактные, но и в этих экспрессивных абстракциях, ориентируясь еще и на "сюжетные" названия, нетрудно обнаружить и предметность, и динамику, а также и дань отцовской живописи: "Скрип арбы", "Весне дорогу", "Проникновение" (все 2017). Хотя лично на меня, признаться, наибольшее впечатление произвел цикл полуабстрактных пейзажей "Литовские озера" (2008), один из закатных "видов" просто до сих пор перед глазами стоит.

Немало вещей религиозной тематики, но преломленной в том же авангардно-экспрессионистском ключе: "Бегство в Египет" (2010), "Ночь в Гефсиманском саду" и др. Но и "Когда святые маршируют" - из совсем другой области сюжет, в сущности: посвящение Луи Армстронгу - тоже очень выразительно выписан, хотя краски тут, конечно, ярче. Впрочем, и "Волхвы" (2011) у Волкова идут через пески с верблюдами не в ночи, а белым днем, и светит им звезда по имени Солнце! Картины, виды, сюжеты - необязательно, допустим, "солнечные" в прямом смысле, есть, например, работа "Бегство в ночи", но как раз здесь, в отличие от "Бегства в Египет", фигуры пастелью более четко прорисованы. Полностью абстрактным можно счесть разве что триптих "Красное и черное" (2015-16), но и в его экспрессии можно при желании разглядеть, например, языки ночного костра в пустыне.

В целом же название одной из картин, "Торжество света" (2015) может послужить заголовком и всей выставке. Свет почти везде, и везде естественный, не электрический, хотя иногда лунный, иногда от огня. Это касается и ранних произведений 1970-х годов, вполне "благонамеренной" по советским стандартам тематики, хотя глядя на эти картины и невольно вспоминая рассказы Князеньки про его родной Нукус, трудно поверить, что художник не романтизирует образы, проще усомниться, все ли там настолько "цветущее". Иным настроением пронизаны вещи начала 1990-х, например, "Последний сад". Воспользовавшись возможностью "финисажа", уточнил непосредственно у автора - почему сад последний, и не связано ли это с историко-политическими обстоятельствами. Оказывается, за садом заканчивается оазис и начинается пустыня, но это лишь одно из объяснений; другое - то, что сад расположен возле кладбища; но и та версия, что пришла в голову мне, тоже имеет место, поскольку, как сказал Александр Волков, тогда он перестал ездить в Среднюю Азию, слишком много возникло сложностей.

Однако едва ли не самое примечательное на выставке - даже не живопись, но скульптура. Небольших размеров композиции, в очень неординарной выполненные технике. Опять же поинтересовался у автора, что такое "шамот": камень, минерал, смесь? Оказалось - специальная глина, причем "техническая", используемая для индустриальных нужд, с включением добавок, осколков... Волков же ее не полирует, наоборот, обыгрывает "нестандартную" фактуру. В представленной скульптуре еще больше, чем в живописи, "музыкальных" сюжетов - "Певцы" ("Армстронг и Фицджеральд"), "Трио", "Скрипач"; но более ранние композиции вполне отвечают советским требованиям к тематике художественных произведений - "Жена чабана"; и замечателен скульптурный "Портрет отца" 1988 г.

А в предбаннике, над лотком с печатной продукцией, висит (уже не висит, наверное, сняли) "Портрет Марии", 1973 года, совершенно прелестный - и на выходе курила тетенька, вылитая эта Мария, и поскольку я слышал, что в залах ее называли Марией, я на всякий случай уточнил. Оказалось - да, она самая, и настолько верно схвачены художником черты лица, что впотьмах на крыльце узнается сходу, хотя портрет - отнюдь не салонный "реализм", ну и время все-таки прошло (героиня полотна успела мне поведать, что там, на выставке, я мог видеть ее сына, который родился буквально на следующий день после того, как была завершена работа художника, стало быть, сын старше меня), а при этом - лицо ровно то же, что на холсте, что в действительности.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments