Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"ВМаяковский" реж. Александр А.Шейн

Посвящение авангарду ("авангардизму", как подчеркивает режиссер, намекая, видимо, что обращается не к художественному направлению, но к определенному образу жизни, образу мысли...) столетней давности в формах авангарда давности пятидесятилетней, с участием Евгения Миронова и Чулпан Хаматовой, Никиты Кукушкина и Надежды Михалковой, отца и сына Ефремовых - проект, стало быть, пафосный, при поддержке всех, кого положено, сверху и сбоку. С навороченным монтажом, хроникальными и анимационными вставками, игровыми и документальными эпизодами, в общем, как сказал бы заглавный герой картины, "с цирком и фейерверком".

В основе - "застольные репетиции" актеров со сценарием в руках (один из авторов сценария, кстати - Аркадий Ваксберг, мэтр документальной прозы и специалист по революционным сюжетам, по персоналиям той эпохи), но помимо них чего только нету в "ВМаяковском". Пластический перформанс (с участием Никиты Кукушкина), ряженые и в париках Антон Адасинский и Альбертс Альбертс (первый - в образе невнятного Мейерхольда, второй - фриковатого и жалкого Осипа Брика), изображающая "трепетную лань" Лилю Брик Чулпан Хаматова, а Людмила Максакова в стилизованном ЧБ на фоне телевизора, транслирующего концерт Пугачевой из Варшавы - Л.Ю.Брик на склоне лет. Американская дочь Маяковского и Вероника Полонская зато представлены подлинными кадрами. Основную ипостась якобы "всесильного" ГПУшника, многоликого Якова Агранова, аллегорию репрессивного аппарата, воплощает Евгений Миронов, к которому чекистская форма словно второй кожей приросла еще со времен кинодебюта у Ярополка Лапшина в "Перед рассветом". Сценка вступления Маяковского в РАПП решена как инсталляция из головных уборов на фоне портрета Сталина. Помимо стихов собственно Маяковского и фрагментов пьесы "Клоп", как бы с репетиций у Мейерхольда, звучит "Волшебная скрипка" Гумилева и "Гренада" Светлова. Пробиваются через поток экскурсии из музея Маяковского, шествия православных фашистов, зигующих на "христосвоскресе", и ритуальные акции на площадях Пхеньяна (за что создатели картины не забывают поблагодарить посольство КНДР в РФ - что там Чулпан Хаматова про Северную Корею говорила-то?) А лейтмотивом через фильм проходит песенка из "Новых времен" Чаплина, вышедших через шесть лет после гибели Маяковского, о чем образованный режиссер не знать не может (да и на титрах финальных датировка указана верно), значит, к этому анахронизму, равно и прочим условностям, прибегает заранее.

Вероятно, для тех, кто ничего окромя сериала "Кровинушка" в жизни не смотрел, "ВМаяковский" - произведение необычайное и непростое. На самом деле фильмы подобного формата производятся в промышленных количествах, и увидеть их можно не только на фестивалях, но и, скажем, в ночном эфире православного канала "Культура"; кинопроектов, посвященных русскоязычным поэтам первой половины 20-го века, разной степени экспериментальности, нынче тоже пруд пруди: о Мандельштаме, о Хармсе, в только что "нечто" к годовщине Марины Цветаевой показал Первый канал - с посиделками тетушек у самовара и декламацией стихов. Стихи Маяковского в фильме "ВМаяковский" читает Юрий Колокольников, и как ни странно, его чтение "по старой школе", с пафосом, с напором, надрывом, какой бы тематике ни посвящены были произведения и кому бы ни были адресованы - "Облако в штанах", "Письмо Татьяне Яковлевой", "Что ни страница - то слон, то львица" Колокольникову удаются запросто. В майке и своем натуральном виде либо в парике и пластическом гриме с претензией на портретное сходство, Колокольников не только выделяется среди прочих участников как актер, но и для него самого это на удивление значительная, непроходная работа (я его много видел и на сцене, и в кино - такого он еще не играл нигде). Все остальные формалистские навороты, медийный кастинг и потуги на откровение в духе "Маяковского сгубила кровавая гэбня" вне зависимости от "историзма" концепции едва прикрывают содержательное убожество замысла, художественную беспомощность создателей.

Последние полчаса - когда Агранов пытается как бы "спасти" Маяковского, предупреждает его о "провокации", учит, как жить и что писать, чуть ли не открытым текстом вынуждает сочинить поэму "Иосиф Виссарионович Сталин", хотя дела у истерзанного поэта не идут дальше титульного листа рукописи - наблюдать за героями уже не просто утомительно, но и неловко. А всего "ВМаяковский" длится около двух часов - немыслимый для подобного формата хронометраж. Ну то есть размахнуться - так уж на "сатанинское танго" семичасовое с лишком, и чтоб крутить в музейном зале, чтоб можно было зайти, выйти, вернуться - тогда это небессмысленно. Если же предполагается, что смотреть картину следует именно как кинофильм, последовательно и от начала до конца, то 75 минут - это максимум возможного, чтоб выдержать хотя бы физически, насколько дело того стоит - второй вопрос. Ну я мне по крайней мере достался дневной сеанс, в полупустом зале Театра Наций (особенности организации показа оказались таковы, что запись через интернет закончилась моментально, поскольку рассчитывалась на Новое пространство - то ли перепутали, то ли перенесли, в итоге с улицы пустили всех чувырл и неумоек, но большой зал и с ними, конечно, не заполнился), а каково будет гостям вип-премьеры после спонсорского коньяка - с трудом себе представляю.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments