Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Робер Лепаж и Анри Картье-Брессон в Мультимедиа арт музее

Основной моей целью был спец-показ "Ночи в библиотеке" Робера Лепажа, но попутно я заглянул на выставку Анри Картье-Брессона, единственную из текущих, которую не увидел в прошлый раз, когда она должна была открыться аккурат через несколько часов в день посещения:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3664798.html

"Фотоальбом Картье-Брессона. 1932-1946" - экспозиция, посвященная раннему периоду творчества, можно сказать, становлению фотографа, 1930-1940-м годам, при том что жил он долго и умер вот уж буквально "не так давно", в 2004-м. Самые ранние вещи - от поездки в Африку, Кот д'Ивуар, снимки еще как бы "любительские". Затем путешествие в Италию, и там уже Картье-Брессон осваивает "свободный" метод съемок, ловит случайные кадры, в том числе эротические сценки с участием парочки своих попутчиков. Далее - Испания, еще довоенная, с нищими Мадрида и прочим "колоритом". Между делом - парижские зарисовки. Позднее - Испания периода гражданской войны, хотя сперва Картье-Брессон приехал туда на съемки фильма и так был занят кино, что ни одной фотографии сделать не успел. Конец 1930-х - Мексика, и здесь кадры уже очень интересные, со всей возможной местной спецификой фактуры. Американский опыт пригодился в 1940-е годы - фотограф с третьей попытки бежал из нацистского плена, встретился со скрывавшейся женой, нашел припрятанную "лейку", фотографировал приютивших его виноделов - вот такие "зверства" творили нацисты (а побегал бы он от русских!). Среди кадров послевоенных - эпизод допроса Саша Гитри (нашли кого обвинить в "коллаборационизме", убогие...), и много сценок на территории оккупированной Германии, в частности, "французские перемещенные лица покидают советскую зону" близ Дессау май-июнь 1945 г. - толпа счастливцев, возвращающихся в свободный мир, обоз с красными хоругвями и портретом православного Сталина, некоторые "возвращенцы" рады, другие суровы. Но самое любопытное на этом и последующих этапах карьеры Картье-Брессона - фотопортреты деятелей культуры, сделанные по заказу: Джакометти, Боннар, Онеггер, Камю, Элюар, Арагон, по отдельности и вместе с Пикассо, Пикассо в мастерской, Матисс на вилле "Мечта", Руо и т.д. вплоть до Бориса Кохно и Кристиана Диора. В 1954 году Картье-Брессон первым из западных фотографов приехал в СССР, но этот момент уже в хронологию экспозиции не вмещается, потом он снова приезжал, но снимков от тех поездок на выставке нет - впрочем, такова концепция. Что хуже, почти все фотокарточки, за отдельными исключениями - крошечного формата, типа "девять на двенадцать", а планы общие и средние, то есть картинка насыщена фактурой, которую хочется разглядеть в подробностях, и изображение-то четкое, но до того мелкое, что даже находясь в зале без публики (а музей к этому времени успел закрыться на мероприятие) испытываешь физические затруднения при осмотре, каково это в обычной обстановке, с народопосетителями, боюсь вообразить.

"Ночь в музее" Робера Лепажа - новомодный VR-формат. Я уже не первый раз с ним сталкиваюсь и недавно в Екатеринбурге кое-как при всем своем техническом кретинизме освоил способ управления "шлемом" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/3654275.html

- которые пока еще не успел забыть (а подобные навыки выветриваются у меня моментально, приобретаются же с трудом). Сеанс рассчитан минут примерно на 30, но последовательность сюжетов-клипов нужно выбирать самому, заранее не зная о хронологической привязке каждого - порядок при этом может быть любой, сюжет так или иначе выстраивается. Я начал, так вышло, с австрийского Просвещения, хотя разброс - от Александрийской библиотеки до библиотеки конгресса США (единственный из представленных в проекте объектов, где мне доводилось бывать лично), от вымышленной писателем-фантастом библиотеки капитана Немо на борту "Наутилуса" до сакральных библиотечных ритуалов японского средневековья, "мертвая" библиотека Копенгагена (студенты с ноутбуками пользуются читальным залом, а бумажные издания сохраняют "историческую ценность", пылясь на полках), "живая" в Мехико (с танцами у крыльца и скелетом кита под потолком здания, построенного на высоте 2000 м над уровнем моря как своего рода "ковчег"), символичная история библиотеки Сараево, пострадавшей от православных налетов в 90-е, и, конечно, фантазия на тему канадской библиотеке в Оттаве (Лепаж - франко-канадец из Квебека, так что Оттава для него - не совсем "своя", о чем он напомнил Москве недавно в моноспектакле "887", тем не менее - страна родная номинально), где из раритетного атласа американских птиц оживают, вылетают и начинают "чирикать" иллюстрации, пока строгий охранник не прекратит "птичий базар".

Если VR-ролики, которые я видел до сих пор, казались в чистом виде визуально-технологическим аттракционом, то "Ночь в библиотеке" - уже попытка поставить новые технологии на службу искусству. Попытка небезуспешная, но половинчатая. Здесь есть и драматургия, и та визуальная культура, которая отличает художественное произведение от шоу, развлечения, забавы. К сожалению, в озвученных по-русски Евгением Мироновым текстов преобладает экскурсоводско-просветительская интонация, да и сам текст соответствующий. Он вполне информативен, но по своей структуре, по содержанию, а особенно по стилю мог бы и, позволю себе заметить, должен бы оказаться намного оригинальнее, выразительнее, не столь "дежурным". Плюс к "просветительству" в текстах присутствуют еще менее располагающие моменты идеологического, пропагандистского пафоса, в первую очередь это касается сюжета про библиотеку Сараева, сожженный православными образчик "мультикультурализма".

В аннотациях и экспликациях сообщают, что опус сделан по книге Альберто Мангеля, я такого, честно сказать, не знаю, но в текстах, которые по-русски начитал Миронов, упоминается Борхес - а это уже более знакомо и понятно. Вот только метафора библиотеки как "вавилонской башни", как модели Вселенной, как воплощения всей человеческой культуры, наконец, в проекте заявлена, названа, но полноценно не реализована - в тексте, а в видео-"контенте" и подавно, она сводится к простецким "социально ориентированным", с вполне конкретным и лично для меня малоприятным "идейным" уклоном моментам, воплощенным по методической схеме "развлекая - поучай".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments