Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Не могу не петь" реж. Фрэнк Райан, 1944

Уж на что не моя тема вся эта "золотая классика старого Голливуда", а "Не могу не петь" к тому же, объективно, и не бог весть какая классика, уж точно не "золотая", но начав смотреть случайно, без особого интереса, под конец я развеселился на всю катушку. Сюжет опереточный, даже "вампучный". Середина 19-го века. Кэролайн, голосистая дочка свежеизбранного сенатора Фроста, вместо того, чтоб выступить в Белом доме перед президентом США, симулирует болезнь ради встречи с женихом-офицером, ненавистным отцу, а когда ее сравнительно невинный обман раскрывается, прибегает к более рискованной уловке и получив от папы деньги на поездку в Нью-Йорк, отправляется в направлении противоположном, сначала пароходом до Питсбурга, а далее рассчитывает попасть в Калифорнию.

При том что жених-офицер, усланный на Запад сенатором по договоренности с военным министром, и правду сказать что нестоящий, не девушка ему нужна, а ее отец, и до выборов он отдавал предпочтение дочке сенатора-предшественника. Тем не менее Кэролайн готова за ним идти на край света, ну всяко на противоположное побережье Америки, и всюду с песней, потому что не может не петь. До прибытия героини в Питсбург меня в происходящих событиях ничто не занимало, но там с парохода помимо Кэролайн сошли еще двое, и эти мелкие опереточные прохиндеи, нацелившиеся на девичий сундучок (Кэролайн по наивности еще отметила: "он на вес золота", и хотя там тряпье всякое, жулики опять же по недомыслию восприняли ее слова буквально), оказались... русскими. А один из них чуть ли не князем, ну по крайней мере выдает себя за такового.

В 1944-м американцы (и снова наивность, снова недомыслие!) воспринимали русских как союзников по борьбе с нацистами, а не как союзников нацистов в борьбе со всем миром - эта ошибка им сразу встала дорого, а потом еще дороже, но тогда, а "Не могу не петь" это еще и экранизация какой-то давно позабытой приключенческой книжки, вряд ли свежей - русские еще казались вот такими безобидными прощелыгами, ну а на материале 19-го века и повода не было делит их на "белых" и "красных". Поэтому жулики-неудачники в картине представлены безобидными, беззлобными, и сами они тоже не вызывают отторжение, скорее сочувствие своими бесплодными потугами поживиться чужим добром. При всей условности, карикатурности образов это даже не пародия на некоего вымышленного русского - обоих играют настоящие выходцы из России; "князя" Григория, которого вынуждают (не по собственной инициативе, но для конспирации) выдавать себя за мужа Кэролайн - Аким Тамирофф, а его спутника по кличке Коппа - еще более известный Леонид Кински. Что касается последнего (настоящая фамилия персонажа тоже на ...ски, но же "русски"), Кински с его яркой фактурой легко представить на комических ролях второго плана и в советских фильмах, особенно годов 1950-60-х (ну типа Мартинсона или Крамарова), при удачном раскладе он мог бы стать звездой, при менее удачном сгинуть безвестно в лагерях; в Голливуде, понятно, большой звездой с подобными ролями не стал, зато жил долго, сравнительно благополучно, умер, что называется, "не так давно". В картине Райана Тамирофф и Кински время от времени переходят на диалоги по-русски, и хотя говорят без присущего англоязычным исполнителям "русских" ролей акцента, это вдвойне смешно. А их нелепую беготню с сундуком сопровождают оркестровые вариации на тему "очей черных". Ну да ведь и Дина Дурбин, играющая Кэролайн, тоже типа "русская", хотя здесь поет нормальные мюзикловые песенки, в отличие от предыдущей своей работы в "Сестре ее дворецкого", где и у нее были русскоязычные эпизоды.

Вообще в "Не могу не петь" по-настоящему отрицательных, "плохих" героев нет. И жених-офицер, и отец-сенатор - фигуры комедийные, но не лишенные обаяния, а уж жулики - ну просто милашки, и это касается не только "русского" дуэта. Повозку, чтоб следовать с обозом в направлении "дикого запада" - тоже чужую, конечно - Кэролайн покупает у еще одного афериста, способного продать то, что ему не принадлежит, даже тому, кто в покупке не нуждается. А главный герой-любовник Лавлор (Роберт Пейдж) - и вовсе карточный шулер, знакомятся они с Кэролайн, когда шулер выигрывает у афериста деньги, что девушка заплатила тому за чужую повозку. Став попутчиками, дочка сенатора и картежник дорогой влюбляются друг в друга, а отец-сенатор настолько ненавидит жениха-офицера, что шулеру доверить дочь готов не глядя, благо последний от любви раскаялся и собирается жить честным трудом.

Прямолинейность, если не примитивность сюжетных перипетий даже для музкомедии в "Не могу не петь" зашкаливает. Чего стоит сцена, когда в пути Кэролайн, Лавлор и примкнувшие к ним "русские" просыпаются среди индейского племени - "русские" в страхе бегут, вместе с ними бегут и их обгоняют ряженые "краснокожие", еще сильнее забоявшись крика Кэролайн, а Лавлор знай посмеивается, мол, стоило ли пугать индейцев, "вдруг мы когда-нибудь захотим вернуть их земли", и можно только представить, какой милой и невинной казалась эта шутка в 1944-м году, наверное, еще смешнее, чем неловкое жульничество русских.

Но последние сцены действительно очень веселые - чтоб заставить Лавлора сопроводить ее к жениху, Кэролайн врала, будто она выходит замуж за богатейшего человека в Калифорнии. И чтоб прикрыть обман при встрече с ненастоящим "женихом" просит того подыграть, тот и рад, но у него старая грымза-жена, а едва Кэролайн объясняет недоразумение Лавлору, как объявляется "настоящий", теперь уже бывший, а тут и отец подгребает, все эти водевильные несуразицы (про русских жуликов, правда, в суматохе забывают, а жаль) следуют без оглядки на здравый смысл в безумном темпе, это не может не заводить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments