Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Тююр, Вяхи, Пярт в БЗК: МГСО для детей и юношества, Камерный хор МГК, дир. Андрес Мустонен

Поскольку я в последний момент решил с утра еще и на спектакль пойти, к началу концерта сильно опоздал, застал только кусок из Эркки-Свена Тююра - монументальный симфоническо-хоровой опус религиозной тематики, самый ординарный по музыкальному языку, но все-таки достаточно драматичный, с внутренними контрастами. Затем во втором отделении следовала "премьера" небольшого по объему сочинения Пеэтера Вяхи, музыку которого и год назад исполняли в рамках фестиваля "Зеркало в зеркале":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3432530.html

Теперь в начале второго отделения юношеский оркестр сыграл "To the Mother" Вяхи для гобоя и струнного оркестра - короткую вещицу, более уместную на фонограмме в кабинете психоаналитика для релаксации пациентов, а в концертном исполнении скучнейшую. И тогда очередь дошла снова до дежурного блюда - Пярта. Его "Te Deum" написан для трёх хоров, фортепиано, струнного оркестра и магнитофонной записи. Что касается магнитофона - он отвечает за "дуновение", доносящееся с "той стороны", и, как говорится, во всех смыслах бог бы с ним. В остальном - стандартная, выхолощенная европейская традиция религиозной музыки, очень грамотно, в формальном плане небезынтересно поданная, к тому же относительно ранняя (1984-55), но уже в эмиграции созданная. Однако накануне я еще послушал более "сегодняшнего" Пярта - и это уж совсем не те впечатления, которые хотелось бы получить.

"Kanon pokajanen"/"Канон покаянный" (1997), написанный Пяртом на православный "канонический" текст - раздутая в часовой хронометраж бодяга, превосходно, надо признать, исполненная Эстонским филармоническим камерным хором под управлением Тыну Кальюсте в евангелическо-лютеранском, с позволения сказать, соборе (после короткого контакта с представителями т.н. "общины" я скорее православных сочту за христиан, чем этих - а впрочем, все ныне истово верующие вышли из одной комсомольской ячейки). То есть, конечно, Арво Пярт, даже в этом своем проявлении - не какой-нибудь митрополит Илларион, вот только лучше или хуже - проблема. Илларион - во-первых, ржака, а во-вторых, его подделки под европейскую музыку 18-19 вв. (батюшка долго жил в Вене и ориентирован в "творчестве" соответственно, не столько на Бортнянского или Чеснокова, сколько на Моцарта, а пуще того, что уж ни с чем не сообразно, на Верди) по крайности легко номинально оправдать, ну хотя бы прикрыть митрополичьим статусом автора. Пярт как автор в прикрытии и оправдании не нуждается, законно пребывая в ранге живого классика - тем не менее его "духовные", прости, Господи, сочинения, и особенно все эти бесконечные квазиправославные опусы с каждым разом все сильнее вгоняют меня в ступор.

Понятно, очевидно - или нет?! - что это никак не религиозная, не христианская, и уж конечно не "православная музыка" (если таковая вообще существует и возможна в принципе), это стилизация, причем стерильная, по-европейски добротно упакованная - и это было бы интересно как разовый эксперимент или серия экспериментов, в качестве exercices de style, если б Пярт уже которое десятилетие не выдавал подобную продукцию в промышленных количествах. Причем в "Te Deum", не то что в "Каноне покаянном", европейские форма и содержания при всей искусственности того и другого хотя бы гармонизированы. Но так или иначе - зачем? в чем смысл тиражирования грамотно сконструированных мертворожденных академических фейков? По совести сказать, в ранних инструментальных сочинениях Пярта советских 1970-х годов скорее обнаружится начало метафизическое, космическое, да коль угодно то и Божественное, нежели в пустотелой банальщине и профанации вроде "Te Deum", не говоря уже про "Канон покаянный".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments