Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Вадим Холоденко и Алексей Курбатов в Камерном зале Дома музыки: Стравинский, Скрябин, Курбатов

Весной Холоденко и Курбатов уже выступали в формате "два рояля" с той же программой где-то на Тишинке - тогда у меня катастрофически не получалось прийти на концерт, и вторым шансом я решил не пренебрегать при любом раскладе, хотя обстановка в Доме музыки, даже в камерном зале, не самая располагающая... ну да если артистам в этом колхозном клубе терпимо, то мне ли возмущаться. Не уловил я, правда, почему программа называется "Вокруг Стравинского" - никого "вокруг" Стравинского не обнаружилось и не обещалось, потому что Скрябин уж точно не "вокруг", тем более Стравинского, он сам по себе Скрябин, свой собственный; а Курбатов в композиторской ипостаси если и "вокруг", то при очерчивании подобного "круга" из громких имен Стравинский придет на ум в последнюю очередь. С другой стороны, монографический вечер Стравинского, или хотя бы одно отделение, в чьем-нибудь еще исполнении могли оказаться очень скучными, но у Холоденко и Курбатова получился и концерт в целом насыщенный, и первое отделение, посвященное целиком Стравинскому, достаточно разнообразное, что-то я в исполнении Холоденко слышал раньше, что-то не слышал ни в каком исполнении вообще.

Три пьесы из "Петрушки" в авторском переложении для фортепиано Вадим играет на моей памяти не впервые, но настолько здорово, что при небольшой любви к Стравинскому я и снова послушал бы. Ему удается, не упуская из виду стилизационный характер музыки, преподносить ее и не размашисто, по-ресторанному, но и не превращать в "фарфор", в "пластик", что со Стравинским зачастую происходит, и композитор сам во многих случаях дают к тому повод. У Холоденко же Петрушка - одновременно и кукольный персонаж из балаганного, театрализованного мирка, и все-таки живой, чувствующий, во всяком случае эмоции у этой "куклы" в исполнении Холоденко подлинные.

С концертом для двух фортепиано сложнее в том смысле, что чисто формальная штучка едва ли в принципе способна хоть сколько-нибудь и кого-нибудь захватить эмоционально, на что и не рассчитана, но интересна она своей конструкцией, продуманной, искусственной, механистической. Вроде бы и джазовые там есть интонации, но духом джаза по факту и не пахнет, и вообще ничем живым, плотским, одушевленным; попытки преодолеть "искусственность" опуса были бы обречены. Холоденко с Курбатовым, по-моему, и не пытались, наоборот, максимально точно постарались обозначить все структурные особенности, конструктивные "элементы" сочинения. И при сугубо рациональном исполнении - а я более рационального, играющего в первую очередь "головой", а потом уж руками, чем Холоденко, не знаю пианиста - концерт очень хорошо воспринимается; за схемами, "перфокартами" Стравинского, которые выстраивали музыканты вслед за автором, занятно было следить. И с Курбатовым у Холоденко сложился отличный тандем - к композиторскому творчеству Курбатова я отношусь скорее скептически, но я и к Плетневу-композитору с большим сомнением отношусь - в исполнительской ипостаси мне это их воспринимать не мешает. Кроме того, концерт для двух фортепиано Стравинского звучит реже, чем любой из остальных номеров программы.

Хотя курбатовское переложение музыки "Весны священной" я раньше не слышал. Тут не в полном объеме "Весна священная", конечно, а скорее некий микс, оформленный в эффектную концертную пьесу - техническая задача транскрипции балетной партитуры для фортепиано соло понятна, вполне амбициозна и решена успешно, опять же расширяется пианистический концертный репертуар; задача творческая, вопрос, зачем нужно играть пианисту "Весну священную" как попурри из фрагментов балета, для меня, признаться, здесь остался без ответа.

Кстати, помнится, как Холоденко с Гугниным в концертном зале РАМ играли в четыре руки авторское переложение "Весны священной" в четыре руки... ну это совсем другое дело, хотя как ни странно, тот полный и авторский вариант показался мне и в блестящем исполнении затянутым, однообразным:

https://users.livejournal.com/-arlekin-/2751710.html

Так что версия Курбатова всяко имеет право на существование и на свою долю почитателей.

В начале второго отделения дуэт представил "Сон" Курбатова для двух фортепиано - приятная во всех отношениях двухчастная пьеска, со Стравинским предполагающая аналогии разве что салонным характером, в остальном же - ну близко ничего нет "вокруг" или "около", скорее с кем-то из поздних романтиков, да с тем же Скрябиным, коль на то пошло. Потому что далее следовал Скрябин - лично мне, пожалуй, еще менее близкий, чем Стравинский, но "Прометея. Поэму огня" в хрестоматийном переложении Сабанеева для двух фортепиано сыграли великолепно, а перед тем поэма "К пламени" в исполнении Холоденко удалась, пожалуй, самым ярким номером программы, и если что в ней нашлось действительно потрясающего без оговорок типа "вокруг" - то как раз вот эта лаконичная огненно-пламенная вещь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments