Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Зернышки", "Алиса и чудеса", "Мёбиус", "Романс" (фестиваль "Гаврош", французский сезон)

За выходные увидел четыре спектакля "французского сезона" фестиваля "Гаврош". Количеству детей на детских, хорошо, "семейных" спектаклях удивляться не пристало, хотя заранее подготовиться к этому невозможно, впрочем, родители зачастую ведут себя куда хуже чад. Спектакли все на разных площадках и очень сильно отличающиеся друг от друга по всем пунктам - вербальные, повествовательные, кукольные, без слов, без сюжета, с одним артистом и целой толпой исполнителей на сцене, высокотехнологичные и наивные, в некоторых случаях комбинирующие противоположные признаки, причем, лишний раз я убедился, только собственный зрительский опыт может дать материал для оценок, ни по каким аннотациям, роликам, чужим отзывам составить хоть сколько-нибудь приемлемое впечатление невозможно, надо пойти и посмотреть самому.

"Зернышки (Возвращение к земле)", компания Каролин Карлсон, хор. Каролин Карлсон

Точнее был бы, наверное, перевод - и кстати, с английского, а не французского оригинала (на французском только подзаголовок: "Возвращение к земле") - не "зернышки", но "семена", что и более многозначно, и не столь умильно звучит. В спектакле и без того есть моменты, которые для Европы и вообще для цивилизованного мира обыкновенные, а у православных могут вызвать, мягко говоря, недопонимание, вроде того, что полуголый танцовщик барахтается на кучке рассыпанной земли. Спектакль складывается из контемпорари данс, компьютерной графики и теней, которые артисты собственными телами создают за подсвеченными экранами - силуэты эти отчасти напоминаю восточную графику, тем более что двое из трех исполнителей - японцы. Третий же выступает своего рода двойником анимированного человечка, нарисованного с предельной наивностью (буквально "палка-палка-огуречик), и наблюдает откуда-то издалека, со звездного неба, из космоса, за парой своих подопечных, а может и подопытных, и время от времени рассыпает "семена", хотя у меня скорее возникла ассоциация с видением Феклуши из "Грозы" Островского, где некто "плевелы" сыпал, а народ по глупости их подбирал. Кроме того в спектакле присутствует игра с масштабами - от эпизода к эпизоду "разрастается", увеличивается в объеме искусственное деревцев, поначалу размером с опять-таки японский бонсай.

Что касается собственно пластики - то она для Каролин Карлсон привычная, а Каролин Карлсон привычна для Москвы, где выступала самолично в свои неюные годы и куда привозили не одну, не две ее постановки, включая и моноспектакли Дианы Вишневой. Участвует ли в них мирового масштаба прима-балерина или безвестное трио из французской глубинки (порт приписки спектакля - городок Рубе, никогда не слыхал про такой...), адресована ли постановка аудитории малышковой или рассчитана на солидную богатую публику, стилистика, лексика, настроение в постановках Карлсон примерно одни и те же. Замедленные движения либо гипнотизирующие вращения под меланхолично-психоделический электронный минимализм Рене Обри (а вот что он ее муж, я не знал - Тереза Дурова перед показом сказала), нехитрая акробатика, через которую реализуется столь же бесхитростная метафизика, даже по меркам "детского спектакля простецкая, но при этом чересчур абстрактная и однотипная, не отделишь зерен от плевел.

"Алиса и чудеса", театр де ла Виль, Париж, реж. Эммануэль Демарси-Мота

Знал бы я заранее, что речь о постановке Демарси-Мота - ни за что не пошел бы после пережитого летом на его же "Шести персонажах в поисках автора" - незабываемо мучительное, буквально пыточное было зрелище... А до этого до Москвы доезжала парочка его немногим менее убогих спектаклей по Ионеско... "Алиса" - первый опыт режиссера в "детском", "семейном" формате. Надо сказать - видал я "Алис" и почудесатее, и посодержательнее, хотя бывало и наоборот, если вспомнить "Театр Стаса Намина (единственный в моей жизни случай, когда я туда приходил, и один из единичных, когда сбежал в антракте), но все-таки не только контрафактный "дю солей" из Красноярска от Романа Феодори, но и "олдскульная" тюзятина Ивана Поповски в "Мастерской Фоменко" больше похожа на театр (про фантазии Константина Богомолова или Юрия Погребничка на тот же сюжет я и не вспоминаю...), по крайней мере на тот, который лично для меня представляет хоть какой-то интерес.

В прологе у Демарси-Мота, пока из всех щелей лезут белые кролики, повествуется о реальной Алисе Лидделл с демонстрацией ее фото разных лет - на последних Алиса уже восьмидесятилетняя старуха при смерти. Затем излагается узнаваемый сюжет Кэрролла, для чего-то нафаршированный дополнительными персонажами: Алиса, помимо свинки с поросенком, участников безумного чаепития и карточной колоды встречает также Красную Шапочку, восхищенную собственным ай-кью куклу Барби, завидующего Сирано де Бержераку беглого серфера-неудачника Пиноккио... Иногда это напоминает пьесы Жоэля Помра - тоже примитивные, но их задача по крайней мере ясна, Помра эксплуатирует архетипические сюжеты, выстраивая на их основе театральную психодраму; у Демарси-Мота дело не идет дальше развлекательного аттракциона, и нагрузки смысловой его отсебятина не добавляет, лишь утяжеляет композицию, мне уже минут через десять после начала стало невыносимо скучно.

Кроме того, все действие происходит в воде, однако наличие мини-бассейна, не считая, что иногда его поверхность дает блики на задник, а раз или два персонажи принимаются в бассейне плескаться, тоже ничего не дает ни содержательно, ни хотя бы технически, визуально, просто артисты работают по щиколотку в жидкости, когда не висят на тросах. Стоит отметить, впрочем, что костюмы и маски волшебных существ не так уж плохи (художник Фанни Бруст), но убийственное скудоумие режиссера сводит на нет немногие достоинства, которые привнесены в спектакль художниками.

"Мёбиус", концепция и исполнение Мигель Хигосос Ронда

Один артист, относительно молодой, Мигель Хигосос Ронда из Тулузы, на протяжении 45 минут играет с красными мячиками, то в пирамидку сложит, то в штанины засунет, то пожонглирует от нечего делать - однако, что удивительно, именно "Мебиус" из четырех увиденных представлений в моем понимании ближе всего к тому, что я готов признать театром, и больше прочего похож на "спектакль". Во всяком случае из набора нехитрых трюкаческих сценок выстраивается некая драматургия; и как минимум "содержательны", не сводятся к чистой игре с простейшими аксессуарами-мячиками, эпизоды, когда артист, уже считай "персонаж", пытается то собрать мячики в пирамидку, в некую осмысленную структуру; то хочет удержаться на подобии сиденья из шариков, вытаскивая тем не менее из-под себя один за другим... Тут и не захочешь, а уловишь вполне определенную, внятную метафору тщеты человеческих усилий, даже, если угодно, бессловесную эскизную иллюстрацию к мифу о Сизифе. Другие сценки с эскападами артиста, например, как он набивает мячиками широкие штанины, или когда плещет изо рта струи воды - скорее забавны, чем несут в себе какой-то смысл, мне они были менее интересны, целевой аудитории - наоборот. Тронули также предупредительные меры по воспрепятствованию расхищения реквизита юными поклонниками театра - сам артист попросил вернуть мячики вежливо, смотрительница же зала вынуждена была проявить большую твердость, иначе не досчитался бы француз шаров.

"Романс", компания "Суп", реж. Эрик Домениконе

Необычайный даже при стабильных аншлагах на "Гавроше" наплыв публики и зрительский успех спектакля для меня остался главной загадкой уикенда. Неужели комиксы BlexBolex, взятые за основу действа, настолько популярны в мировом масштабе? С трудом верится, но если и так, все равно не понимаю, за что можно зацепиться в постановке компании "Суп" (Большой Восток: Эльзас/Лотарингия/Шампань-Арденн). Драматургически она соответствует стандартам распространенной ныне, и прежде всего как раз на франкоязычном культурном пространстве, "психодраме" в духе опять-таки Помра - вспоминается Помра через раз не потому, что он лучший, наиболее успешный и на него все ориентируются, просто он точнее остальных ловит конъюнктуру. Маленький герой возвращается из школы домой, и обыденное занятие, путь, повторяющийся ежедневно, ничего экстраординарного не обещающий, превращается в волшебное приключение с участием разбойников, ведьмы, гнома, королевы... По-моему это ужасно примитивно даже для трехлеток - но еще хуже, как эклектично и вместе с тем занудливо реализован замысел в постановке. Звуковое сопровождение обеспечивают "живые" музыканты, а артистов-кукольников, они же рассказчиков, еще вернее, рассказчиц - две, плюс переводчица с русскоязычным синхроном, участвующая в действе непосредственно. Старомодные слайды и свежий, но стремительно выходящий в тираж мэппинг-шмеппинг, картонные фигурки на шарнирах и без, куклы планшетные и перчаточные, много всего навалено кучей, при этом не знаю как аудитория 3+, а лично я в сюжет не въехал.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments