Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Георгий Нисский и Илья Кац. Два капитана. Живопись и графика 1920-е - 1960-е" в галерее "Веллум"

Нисский был признанный официально художник, академик, лауреат, хотя под конец жизни и бедствовал; Кац остался не столь известным, и поначалу Нисский ему помогал; а дружили они много лет до смерти Нисского в 1987-м, вместе мечтали о морях, но путешествовать за пределы СССР у Каца возможности, естественно, не было; так что они построили лодочку-"яхту" и на ней плавали, преимущественно по Клязьминскому водохранилищу и Волге, порой добирались аж до Мурманска. Эта "плыла-качалась-лодочка" запечатлена на фото, сделанном самим Нисским (выставлено в витрине наряду с другими его снимками), а на холсте - Кацем среди прочих многочисленных изображений рек, набережных Одессы, Ленинграда, Севастополя, яхт-клубов и пришвартованных морских судов, вплоть до крейсера "Аврора". Но к капитанской, корабельной, водной тематике экспозиция не сводится. Выставка, разместившаяся на третьем этаже Академии художеств немаленькая - около восьмидесяти произведений, четыре зала, два полностью отданы Кацу, один Нисскому, а в первом, открывающем экспозицию, представлены оба, Каца и здесь числом поболее.

Илья Кац считается "сезаннистом" - импрессионистский стиль ему помогал уходить от неизбежного соцреализма (признаться, в таком аспекте я никогда не рассматривал художников советских, а ведь многие, включая академиков уровня Налбандяна, прибегали к условно говоря "импрессионизму" как к альтернативе официозу), при том что заработок ему обеспечивали оформительские заказы. Влияние Марке очевидно - его Кац знал по коллекции Эрмитажа, и, например, полотно "Голубой Севастополь" (1971) запросто можно принять за Марке. Но и переклички с Нисским тоже бросаются в глаза - в таких вещах, как "Одесский маяк" (1955) или "На пирсе. Одесса" (1977) - только с поздним, которого на нынешней выставке как раз немного. Кац отдавал дань и производственной, индустриальной, урбанистической тематике - "Мост на понтонах. Лужники" (1961), "Трудовые будни. Дом СЭВ-а" (1977). Однако в целом Кац по сравнению с Нисским более яркий и теплый колористически, более "цветистый", даже буквально - за счет цветочных натюрмортов; или вот почти "галантные", "модерновые", пусть и на сугубо советском, казалось бы, сюжетном материале картины вроде "Праздник в парке Горького. Арлекин" (1950); да и пейзажи у него весенние, летние, тогда как Нисский ассоциируется в первую очередь с зимой. Правда, то Нисский общеизвестный, что висит в Третьяковке или в ИРРИ.

Здесь Нисский совсем другой, в основном ранний, 1920-30-х годов. Включая раритетную графику - плакатную ("Несправедливость", 1920-е), книжную ("Люди и льды", 1928; "С мешком за смертью", 1930). Про Нисского говорили еще при жизни, что его пейзажи "сочиненные", я бы предпочел формулировку "сконструированные", и крайне странно, что Нисский с таким его "конструкторским" мышлением никогда на протяжении долгой жизни не работал в театре, не создавал пространства для спектаклей. Потому что на любом его холсте фирменные плоскости и горизонтали пересекаются непременно вертикалями; эти линии могут быть как естественными, природными, так и рукотворными, техногенными, а некий элемент технический, индустриальный, присутствует в пейзаже обязательно - паровоз, самолет, столб электропередач, рельсы или мост. С особой наглядностью это проявляется в работах зрелых и более узнаваемых, но присутствует зачастую и в ранних довоенных. Здесь на выставке совсем хрестоматийного Нисского не увидишь, но период послевоенный все же представлен вещами значительными, интересными: "Дмитровский шлюз" (2-я пол. 1940-х), "Сосны" (1956), "Пароход "Россия" (1951), "В паровозном депо" (1950 - эскиз к известной картине из Третьяковки).

А все-таки эксклюзивность выставке придают произведения первых десятилетий творчества. Замечательные - увы, немногочисленные - женские ню (чем-то напоминающие, как ни удивительно, рисунки Матисса). Почти абстрактные "Цветущие горы". Шедевральная серия рисунков углем - "На опушке", "В мастерской", "Обработка дерева", "Огород", "Гомель". Великолепные пастели: "Геленджик" (1928), "Портрет мужчины в шляпе" и др. Рисунки тушью - "Старуха", "Китаянка", "Тигр", "Индийский слон"; и графитным карандашом - "Летчик", "Автопортрет". Выделяется на фоне графики светлый и "теплый", даже "жаркий" - считай "по-французски" - живописный пейзаж "Балаклава" (1936). При том что Нисского, в отличие от Каца, ну никак не припишешь к "сезаннистам", он нашел свой, иной путь ухода от псевдореалистического официозного китча и трэша, при абсолютно благонамеренной, казалось бы, тематике, выборе сюжетов и материала для произведений, сохранив индивидуальность, оставшись художником, ни на кого не похожим.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments