Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Большой фестиваль РНО в КЗЧ, сол. Ольга Перетятько-Мариотти, дир. Кристофер Франклин: Россини

Мои бесконечные напоминания о том, что жизнь коротка и если не сделал чего-то сегодня, то другого шанса уже не будет, дико всех раздражают - между тем я и сам не в полной мере способен уяснить, до чего это верно. Год назад, поразмыслив, помучившись для порядку, сознательно пропустил выступление Альберто Дзедды на фестивале РНО, пошел в другое место из расчета, что Дзедду слышал не раз, а приезжает он каждый год и на следующий тоже собирается - весной Дзедда умер и нынешний сольный концерт Перетятько с РНО был посвящен его памяти. Прошлогоднюю "Эрмиону" я тогда же, еще при жизни Дзедды, получил в записи, послушал - но ощущение потери лишь усилилось. При том что смерть человека, прожившего почти 90 лет в любви и творчестве, практически до последних дней сохранявшего отличную форму, здравый рассудок и юмор - повод не для скорби, а для зависти. Однако мероприятие, которым обернулся ожидаемый концерт, вышло натужно-компромиссным, без уныния, но и без радости особой.

Не для меня одного, как я погляжу, оказалось сюрпризом, что Ольга Перетятько вместо стандартного концерта затеет "творческий вечер" на тему "Дзедда в моей... (то есть ее) жизни". Идея для большого зала сама по себе спорная, рискованная, а Перетятько вышла на эстраду еще и не в лучшей вокальной форме, простуженная (говорят, после концерта вконец осипла), что с ней, кстати, в Москве случается не впервые и уже становится нехорошей привычкой. Программа монографическая, россиниевская, состоящая не из самых затасканных шлягеров - то есть интересная: каватина Семирамиды из одноименной оперы, ария графини де Фольвиль из "Путешествия в Реймс" и импровизация Коринны оттуда же, ария Аменаиды из "Танкреда" большая ария Фьориллы из "Турка в Италии" - это официальный "трек-лист". Бисами шли Розина из "Севильского цирюльника", единственный за вечер поп-хит, и еще одна ария Фьориллы, "маленькая", из "Турка в Италии". Но перемежать пение с рассказами в микрофон, да еще в сопровождении "слайдов" (и если б только архивных, касающихся Дзедды - но зачем иллюстрировать оперные арии репродукциями классической живописи на те же сюжеты?!) - уже не лучшая находка, а уж насколько она по факту получилась вредной для собственно голоса, для пения! Говорила певица, откашливаясь, и чтоб дать себе отдохнуть, даже переставила во втором отделении местами увертюру к "Танкреду" и арию Аменаиды из нее, сначала спела арию, ушла и затем оркестр играл увертюру, что нелогично, но это ладно, мелочи. Сразу после рассказов, порой развернутых (если не затянутых...) петь - еще хуже.

Пела Перетятько с учетом этих обстоятельств, надо признать, неплохо - хотя и не блестяще, об искрометном Россини говорить не приходится, и пусть номера в программе были подобраны преимущественно лирического плана, без совсем уж неподъемных при простуде, требующих исключительной виртуозности, более свойственных комическим операм Россини, технических трудностей - при всей возможной, максимально старательной аккуратности вокала, кантилены, демонстрации "школы" (Дзедда был для Перетятько и педагогом, о чем она много вспоминала), "культуры" сугубо россиниевской и общей артистической, ничем Перетятько не поразила, не восхитила, увы; а сколько в том нашлось объективных факторов и что следует списать на непродуманность вечера, ошибки при выборе формата - какая теперь в итоге разница?
Зато теперь певица выступает под двойной фамилией - как Перетятько-Мариотти, что в русскоязычном контексте звучит, нельзя не отметить, отчасти комично, не знаю как на слух носителя итальянского. И потом, ну а вдруг со временем по неким причинам - всякое же случается, дай бог Ольге здоровья и счастья в семейной и личной жизни - вторая половина фамилии отпадет, и тогда вдвойне нелепо будет возвращаться к первоначальной... Это все равно что как если бы Нетребко-Шротт переименовалась в Нетребко-Эйвазову - и по отдельности-то чушь была бы, а уж если подряд... Правда, Перетятько - это, надо признать, анти-Нетребко во многих отношениях, тут есть и свои для меня очевидные преимущества, но недостаток природного артистизма, способности (при несомненном желании, как показывает практика) "зажигать" на сцене - тоже бросается в глаза. Пользуясь случаем, в посвященном Дзедде - "дзеддушке", как она с юмором и ласково называет покойного - концерте она что-то пыталась активно мизансценировать, обыгрывать обретение графиней шляпки в сцене "Путешествия в Реймс", например; но запомнился скорее казус непредвиденный - в "импровизации" Коринны лопнула струна аккомпанирующей арфы, солистка РНО блестяще довела номер до конца, певице не пришлось прерываться.

Сознавая, видимо, свои слабые стороны, Перетятько попыталась компенсировать их и предстать в несколько ином амплуа и статусе - не просто обладательницей голоса, но и интеллекта, артисткой мыслящей, умной, образованной, способной не помимо того что вспомнить человека, с которым работала, вдобавок порассуждать предметно о Россини, о специфике его музыки в общем контексте итальянской оперы 19-го века и т.п. - если не в полной, то в значительной степени ей это удалось, однако концерту как музыкальному событию на пользу совсем не пошло. Кроме всего прочего, не повезло с дирижером - Кристофер Франклин не опозорился, но тоже не порадовал, добро оркестровых номеров в программе насчитывалось буквально раз и два, но с первой же увертюры к "Севильскому цирюльнику" обнаружилось, что у Франклина оркестр звучит и без должной динамики, то есть достаточно сдержанно, не по-россиниевски анемично, с неуместными манерными tenuto, а вместе с тем и не настолько безупречно слаженно, чтоб это сошло за некую "изысканность": уж или настоящая отточенность, или безудержная экспрессия, а это ни туда ни сюда. Ну если Перетятько и Франклин пытались напомнить о Дзедде, то хотя его и так не забудешь, им более чем удалось задуманное - Дзедда вспоминался постоянно, вот только сравнения с ним дирижер не выдерживал и солистка до задаваемой маэстро планки на сей раз не дотянула.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments