Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"мама!" реж. Даррен Аронофски

Нет второго такого шарлатана в мировом кино сегодня - Аронофски за свою карьеру ведь не выпустил ни одного, ни одного по-настоящему значительного, глубокого или хотя бы по формальным признакам совершенного фильма, а репутацию имеет в свои неполные пятьдесят ну если не гения, то по меньшей мере чуть ли не живого классика! И "мама!" сделана с циничным расчетом, что замороченная пустышкой публика в очередной раз поведется на новый наряд голого короля.

В неплохом особнячке посреди полей живут муж зрелых лет (Хавьер Бардем) с молодой женой (Дженифер Лоуренс), он писатель, поэт в творческом кризисе, она занимается домом, то есть буквально ремонтирует, перестраивает жилище супруга для большего его удобства, детей у них нет. Однажды вечером на пороге появляется незнакомец (Эд Харрис), представляется недавно приехавшим врачом в поисках жилья, и хозяин сходу предлагает ему остаться, несмотря на сомнения жены. Переночевав, гость, оказавшийся к тому же почитателем таланта хозяина, вместе с ним отправляется на прогулку... Как вдруг откуда ни возьмись появляется супруга гостя (Мишель Пфайфер), и вот уже она готова поселиться в доме героев вместе с ним, и ведет себя по-свойски, всюду сует свой нос, а главное, нежданные пришельцы разбивают некий кристалл, к которому поэт относится как к реликвии, к памяти о том, что он когда-то "потерял в огне". Вслед за родителями возникают их двое взрослых сыновей, и в споре о завещании один убивает другого (играют их братья Глисоны, Брин и Донал, дети Брендана Глисона). Убийца бродит где-то поблизости, а несчастная хозяйка оттирает кровь убитого от заботливо и собственноручно возведенных ею стен.

Вообще фильм можно разделить на две части, не столько взаимодополняемые, сколько взаимозаменяемые. Потому что во второй героиня уже беременна, причем на позднем сроке, а вокруг нее разворачивается настоящий шабаш, затеянные почему-то в доме, где произошло убийство, поминки превращаются в настоящую оргию, толпа незнакомых людей оккупирует дом, хозяйка не знает куда деться, но старается терпеливо сносить лишения. К тому же героиня постоянно видит на стенах и в полу дома загадочные пятна, дырки, сгустки, толи окровавленные, то ли обугленные. А в финале, когда дом предсказуемо сгорит, останется, словно алмаз из пепла, тот самый кристалл, что гости-поклонники поначалу ненароком уронили и раскололи.

Хавьер Бардем может сколько угодно корчить гримасы, Дженифер Лоуренс делать испуганное лицо, а Мишель Пфайфер гипнотизировать загадочным взглядом, но ни потуги выдающихся (действительно) актеров, ни компьютерные спецэффекты не прикроют убожество этого доморощенного сюра. Вроде бы "мама!" - нечто для Аронофски новое, на деле же все отработано давно, начиная еще с "Реквиема по мечте" и далее везде, и в "Черном лебеде", и в "Ное". Вольно раскапывать навоз в поисках жемчужин и видеть в "маме!" аллегорию - писательства ли, материнства ли - или же религиозную притчу с библейскими аллюзиями, или мистико-сюрреалистический триллер с завивающимся кольцами сюжетом; и Аронофски может воображать себя сколько угодно - Бунюэлем, Феллини, Линчем, Кауфманом. Но фуфло оно и есть фуфло, пускай и до некоторой степени занимательное (только первый час, потом становится совсем муторно). Ну а пробуждение некой незнакомки в последнем кадре и шанс принять все происходившее в фильме за чей-то дурной сон - откровенная дешевка, даже по меркам студенческой короткометражки неприличная; тут уж не просто "мама!", а "мама дарагая!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment