Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"До и после" М.Дурненкова в мастерской Дмитрия Брусникина Школы-студии МХАТ, реж. Дмитрий Брусникин

С год уже спектаклю, но мне, несмотря на сплошь восторженные отзывы (я не привык таким доверять), казалось, что проект в большей степени социальный, во вторую очередь учебный, педагогический, и в последнюю - художественный, творческий. Как же мне теперь досадно, что я так долго тянул и только сейчас дошел! Хотя было логично предположить, что вербатим на основе бесед с ветеранами театра, подопечными благотворительного фонда "Артист" (и "благотворительность" туда же!), да еще не только с актерами, но и с костюмерами, представителями околотворческих профессий - это без вариантов нечто приторно-пафосное, старчески-слюнявое, с придыханиями, с рассказами о том, что "прежде в театре трепет был, трепет! а теперь что, мат и жопы голые..." ну и все в том же духе, чего я не переношу. В лучшем случае рассчитывал на сопливо-жалостливые повествование о том, до чего тяжело живется заслуженным, достойным пенсионерам - вспомнил, как по молодости сам ездил в дом ветеранов сцены, общался с его обитателями, среди прочих, с Раисой Градовой, бабушкой Марии Мироновой, из чего мое тогдашнее руководство планировало сделать материал в духе "известная артистка сгноила бабку в богадельне"; по счастью, ничего такого не вышло. Однако "До и после" переворачивает представление не столько даже о возможностях театра, сколько о подходе к теме.

Ксения Перетрухина выстроила пять выгородок-комнаток внутри общего пространства с длинным столом в центре. Прежде чем пригласить к столу и в комнаты, артисты-студенты хором в сопровождении кларнета соло предупреждают публику, предлагают кому-то сперва угоститься пирогом, потому что "встречи ждут всех, а пирог не всех", и заклинают - "не торопитесь!" Но я не могу не торопиться, мне надо уже торопиться, мне и пирога не надо, лишь бы торопиться. А все равно за один заход невозможно освоить и половину историй, вошедших в композицию Михаила Дурненкова - разыгрываются они параллельно на пяти микро-площадках, причем в одной из "комнаток" все четыре эпизода рассчитаны на тет-а-тет исполнителя с единственным зрителем, но я сперва не сообразил, потом затормозил, и в эту комнатку вообще не попал, при том что метался от одной к другой как угорелый и увидел, в принципе немало.

Среди героев проекта есть и сравнительно известные персоны - актриса Художественного театра Нина Веселовская или Майя Ивашкевич из театра им. Гоголя, поучаствовавшая и в опусах "Гоголь-центра", но большинство, кроме благотворителей, давно всеми позабыты. О чем же толкуют люди искусства на склоне лет? Конечно, о том, как сталкивались в своей жизни с "великими" - Захавой, Штраухом, Орловой... А еще расспрашивают юных гостей про размер члена, советуют полезную для крови приправу к мясу, делятся впечатлениями от концертов Леонтьева и Аллегровой... Но их виртуозно "схваченные" сбивчивые полумаразматические монологи (в некоторых случаях с элементами диалога, а когда кто-то из зрителей проявляет избыточный энтузиазм, то и интерактива) в исполнении театральных студентов приобретают прям-таки космического масштаба звучание. Это поразительно, просто потрясающе - при всей любви, пиетете, ну или по меньшей мере неподдельном интересе молодых к старикам в "До и после" нет и намека на снисходительность к старости, к дряхлости, к бренности. По сути, будучи номинально спектаклем-"посвящением", "преклонением" и т.п., "До и после" - сочинение эпатажное, провокационное, всяко провокативное, не эксплуатирующее сентиментальное отношение к немощи, но бескомпромиссное, беспощадное, и в этом смысле по-настоящему авангардное.

Кроме того, сделанное с пониманием, что любая встреча может оказаться последней - так что формат "бродилки", принцип "иммерсивности", необходимость для зрителя самостоятельно выбирать маршрут движения от одной истории к другой и выстраивать ритм своих встреч здесь не сводится к формально-игровому моменту, он содержательный, концептуальный: если ты сейчас не позвонишь в дверь, то на следующий раз тебе, глядишь, и некому будет ответить... За время существования проекта умерли двое из его героев - их имена в программке теперь обведены прямоугольниками. С другой стороны, дело ведь не только в возрасте, в старости - и предыдущий поток "брусникинцев" пережил трагическую гибель одного из студентов курса, которой, казалось бы, ничто не предвещало. Ничтожность событий, складывающихся в жизнь, и трагичность любой человеческой судьбы с ее неизбежным финалом вне зависимости от того, подходят ли к нему парой в трогательной взаимной заботе, или поодиночке, или с более-менее случайными партнерами, соседями, коллегами... - это парадоксальное ощущение присутствие Бога в мелочах спектакль передает на уровне прям-таки физическом, хотя начисто лишен равно и какого-либо натурализма, и примитивного бытового "мистицизма": исполнители лаконично и точно, но сдержанно и без гиперболизации передают интонации, жесты героев, манеру их речи, но они не "играют" стариков (как это было, например, в "Бабушках" Светланы Земляковой и много где еще), они технически "этюдным" методом примеряют на себя их опыт, и вдумчиво, и иронично его отражают.

Кстати, у "младобрусникинцев" в репертуаре уже не один спектакль! И если предыдущая, теперь уже "звездная" мастерская Брусникина, где я видел практически все, что-то не по разу, постепенно открывается то одной, то другой индивидуальностью, и до конца не открылась до сих пор, то нынешних второкурсников Школы-студии я влюбился сразу скопом, при том что увидел впервые (кроме Маши Лапшиной, с ней мы знакомы через ее маму, конечно, но как раз Машиной работы мне на моем маршруте не попалось, мы только пересекались при моих переходах из комнаты в комнату), а ансамблевых эпизодов в спектакле нет совсем, кроме общего пролога, даже на эпилог-дефиле с фотопортретами героев вместо (до) обычных "поклонов" они выходят по очереди. Такие они все классные! И такие разные! Само собой, учитывая еще и невозможность увидеть за одно посещение спектакль "целиком", я сразу захотел прийти опять - и вот тут меня ожидало разочарование. Пока запланированы лишь показы в екатеринбургском Ельцин-центре, а в Москве нет. Утешает, что эксперты "Золотой маски" посмотреть успели, а значит, проекту обеспечено выдвижение на премию в номинации "Эксперимент", при том что "До и после" на самом деле - в гораздо большей степени полноценный драматический спектакль, чем большинство постановок на сценах академических стационаров. Ради такого случая работу наверняка возобновят - осталось дожить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments