Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

короткий метр "Параллели": реж. Александра Сашнева, Наталья Назарова и др. ("Уралкинофест")

Из нескольких программ короткого метра удалось посмотреть одну, но именно ту, которая вызывала наибольший интерес и именами режиссеров, и аннотациями, и кастингом большинства работ.

В почти получасовом фильме "Раскольников. Мармеладные облака", реж. Александра Сашнева, заглавную роль сыграл Александр Городиский, которого на экране я вижу, кажется, впервые, но знаю по спектаклям "ARCADIA-театра". Сашнева взяла за основу собственный рассказ, использовала собственную песню, ее Раскольников - сегодняшний питерский студент-словесник, пишущий курсовую по, естественно, "Преступлению и наказанию" Достоевского - хотя зовут его не Родион, а всего лишь Сергей. Курсовая идет плохо, да и все остальное неважно, одни долги - приятель уговаривает его сдать частнице-закладчице дедовские часы, все равно они не ходят, а на полученные деньги гульнуть с девчонками. У меня сложилось ощущение, что несмотря на приличную для короткометражки продолжительность развязка вышла искусственной и куцей, может быть полный метр, при всех тех же прочих недостатках, был для рассказанной истории органичнее. В фильме Петербург наводняют актеры в образах писателей 19-го века и их героев, а сюжеты классиков варьируются в судьбах сегодняшних молодых. Раскольникову-XXI все же удается и раздобыть денег, и избежать преступления - его девушка, вышедшая было замуж за другого, к нему возвращается, а сам он возвращает долги, отказываясь выкупать дедовские часы сломанные. Режиссер - единственная из пяти присутствовавшая на сеансе и лично представлявшая фильм - когда сказала, что снимала "доброе кино", меня напугала, но "Мармеладные облака" при некоторой слащавости по нынешним временам не "доброе", а сколько-нибудь да приличное, нормальное кино, ну или по меньшей мене нечто на него похожее.

Чего я бы не сказал про следующий в подборке фильм - под названием "Он сказал "Мама", реж. Арсен Агаджанян. Если честно, я не въехал в сюжет, даже задним числом перечитав аннотацию. Действие происходит в старом грузинском дворике, где главному герою во сне является Сталин, висящий у него так же портретом на стене, и запрещает ему пить крепкие спиртные напитки без него. Наяву герой следит за дочерью, но не знаю как он, а я не уследил, что и как вокруг нее происходит - до тех пор, пока портрет Сталина не соединился на стене с изображением английской королевы Елизаветы из теленовостей. Но похоже, что называть тещу "мамой" для чтущих традиции - обязательно, а как одно связано с другим - я в толк не возьму.

"Воротничок" реж. Виктория Рунцова - наоборот, попытка в коротком метре сделать традиционное, даже "классическое", историко-бытовое костюмное и жанровое кино, даже не "папочкино", а сразу "дедушкино", с оглядкой на, к примеру, Виталия Мельникова или Константина Худякова, неожиданное для достаточно молодой женщины-режиссера. В основе - рассказ Тэффи: провинциальная дамочка видит в витрине модной лавки привлекательный воротничок и не может устоять, покупает его, а под воротничок - платье, а под платье - шляпку. Муж не дает денег - она крадет и продает его часы (в подборке из пяти фильмов дважды встречается мотив продажи часов! совпадение случайное - и тем не менее...), выпрашивает деньги у бабушки под предлогом выдуманной болезни мужа, а потом отправляется на гулянье, где знакомится с напыщенным хлыщом. Мужа играет Даниил Спиваковский, хлыща Павел Артемьев, в роли бабушки Алла Будницкая, голос за кадром принадлежит Александру Васильеву, костюмы и антураж на том же уровне - хочется поинтересоваться, кто оплачивает банкет, тем более, и это главная проблема картины, на главную героиню режиссер назначила себя, и в звездном ансамбле оказалась не самым сильным звеном; ее художественные задачи тоже остались неясными, хотя в принципе штучка вполне "смотрибельная".

"Чистый взгляд" реж. Наталья Назарова в подборке - несомненно (при некотором моем предубеждении против Назаровой персонально) самая профессионально зрелая, наиболее мастерски выполненная вещь, и самая интересная по актерским работам, что неудивительно при таком кастинге. Игорь - менеджер по продажам, Марина - продавец в салон оптики, они вместе, но Марина предлагает расстаться или как минимум "сделать паузу в отношениях": Игорь пришел выбирать очки - а Марина не может встречаться с мужчиной в очках, потому что очки означают отсутствие перспектив, нежелание или неспособность "видеть будущее". В разговор двоих (Яна Дюбуи, только что блеснувшая в "Мужьях и женах" Богомолова, и Евгений Старцев, он же соавтор сценария картины) вмешиваются другие покупатели, в частности, девушка по имени Любовь (ее играет новая звезда лаборатории Дмитрия Крымова неподражаемая Мария Смольникова), причем в паспорте у девушки нет фамилии, мол, имени достаточно. Вот момент с паспортом, который проверяет охранник салона (Константин Муханов), на мой взгляд, портит впечатление от "Чистого взгляда", привносит в него элемент дешевой аллегории, при том что метафора и без того внятная. Еще один клиент, пачками наличных расплачивающийся сразу за несколько дорогущих - из золота - очков (персонаж Наримана Бекбулатова-Арешева) остается более загадочным и это идет на пользу и ему, и фильму в целом.

При демонстрации последнего в подборке фильма "Нестрашный суд" реж. Мария Цветкова случился технический форс-мажор и исчезло изображение, пока проектор перезапускали, ползала разбежалось, досматривали мы короткометражку уже в несколько ином формате, следя за отметкой, сколько осталось минут, и положа руку на сердце, не то что минуты, а секунды до конца считая - вместо получаса для реализации замысла хватило бы и четверти, а то и меньше. Героиню зовут Альбина и из реанимационной агонии она попадает прямиком в телестудию ток-шоу, где слащаво-демоничный ведущий (Евгений Жук) устраивает ей прилюдный допрос, пытаясь доказать женщине, что она прожила жизнь не так, как надо, а могла бы иначе. Отказалась от карьеры модельера и предпочла шить шторы на заказ. Упустила возможность сохранить семью и лишила своего ребенка отца. Вырастила сына бестолковым. Вообще, даже если отвлечься от визионерских претензий создателей картины, ее моральный посыл вызывает много вопросов, но меня еще в большей степени смутила ее композиционная аморфность, агрессивная навязчивость готовых выводов, грубая эксплуатация примитивных приемов, к тому же страшно вторичных - переоценка жизни в предположительно последние минуты перед смертью, дополнительный шанс переиграть, исправить или по меньшей мере что-то о своих ошибках понять - слишком распространенный в мировой практике драматургический ход, прибегая к нему, надо в запасе иметь более оригинальные идеи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments