Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Цензор" реж. Константин Шелепов ("Окно в Европу")

В условном киберпанковском будущем особую популярность и широкое распространение среди платежеспособных мужчин получают виртуальные игры "с полным погружением", где можно делать все, что угодно, с абсолютно подлинными ощущениями, но без юридических последствий, поскольку "это не люди, это всего лишь пиксели". Тем не менее уровень допустимого насилия и в виртуальной реальности строго контролируется специальными госорганами, особым подразделением, во главе которого стоит полковник Мордов, сам потерявший из-за этих игр дочь: "обыгравшиеся" подростки, уже не различая реальность и виртуальность, ее убили, а потом кто-то убил и подростков, концы в воду. Под Мордовым служат два супер-"цензора", напарника, сами виртуозные игроки, тестирующие готовый виртуальный продукт на уровень насилия: более спокойный Стас и совсем отмороженный Алекс. Начинается с того, что Стас с Алексом штурмом берут по подозрению в "превышении уровня допустимой жестокости" элитный" вира-клуб, и их самих обвиняют в "превышении полномочий". Чтоб сохранить отдел, Мордов должен "сдать" одного из "цензоров", а выбрать, кого именно, он предлагает посредством соревнования теперь уже бывших напарников: кто из них превзойдет другого по мастерству игрока, тот и сохранит место в отделе, а заодно и сам отдел.

Ну люди посмотрели Нолана, посмотрели Скотта, до этого, в детстве (продюсерский коллектив довольно молод по составу) еще и Верховена, собрали через интернет 60 000 евро и решили на них сделать "похоже". Картинка, не позволяющая отличить реальность, в которой живут персонажи, от пространства игр, откуда они почти и не вылезают, "кричит" о том, кто "Цензор" - большое, зрелищное, массовое кино. С расчетом, вероятно, все же в первую очередь на аудиторию, которая увлечена компьютерными играми. Я никогда, ни разу в жизни не играл ни в какую компьютерную игру - но даже я догадываюсь, что менять правила игры по ходу - нельзя, это грубейшее нарушение всяких правил. А именно так поступают авторы "Цензора": к середине вдруг оказывается, что на Мордова "сверху" надавили опять и требуют не одну, а две жертвы, поэтому вторым уйдет он сам, благо все равно кашляет кровью (в виртуальном будущем не побеждена чахотка?!), оставшийся из двух цензоров займет место Мордова. Ставки повышаются, но меняется и вектор развития сюжета. Вообще сложилось ощущение, что создатели "Цензора" сперва отсняли весь материал, затем частично смонтировали, и уже под черновую склейку сели сочинять сценарий... При этом без сценария, без сюжета вовсе "Цензор" много бы выиграл - понятно же, что в нем главное - "игровые" сцены, помещенные в различные условия, от условного средневековья до воображаемого будущего, с участием ряженых разного сорта - опять же от петлюровцев и зомби до нацистов и полицаев, от которых игрокам предлагается отбивать пленных евреев.

Может быть целевая аудитория, увлеченная компьютерными играми, оценит, с какой бесстыдной лихостью операторской и монтажной подан весь этот виртуально-игровой маскарад - но как кино "Цензора" смотреть мне было мучительно, кровоточивый Мордов и К измордовали меня вконец. Дело даже не в огрехах драматургии (хотя все эти перипетии с тем, что Алена, девушка Стаса, обращается за советом к Алексу, не зная о переменившихся его отношениях со Стасом, а Алекс из своих подлых соображений советует Насте "оцифроваться" и войти в игру, чтоб стать ближе к жениху... ну это и банально, и нелепо), но герои-то все-таки не на компьютере нарисованы, они не мультяшки, а на актеров, когда они выходят из виртуальных образов, страшно смотреть: Степан Бекетов (Стас) и Галина Сумина (Алена) просто безликие, Павел Михайлов (Алекс) в финале, когда его персонаж слетает с катушек окончательно и превращается в террориста, корчит такие рожи, что волей-неволей возникает желание - скорее б его "замочили" (оба актера, между прочим - питерской театральной школы, ученики Корогодского). Вместе с тем хронометраж картины - 132 минуты, и это самое непостижимое в ней, поскольку на исходе двух с лишних часов, после финального "я тебя люблю" на фоне пламенеющего заката прямо сразу может начинаться "Цензор-2", "Цензор возвращается", "Цензор и Робин", "Цензор против Джейсона".
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments