Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Итоги сезона" в Бахрушинском музее

Вообще-то я собирался еще раз на выставку Лентулова, а заодно досмотреть Шаляпина. На Шаляпина даже зашел, поскольку затянувшийся вернисаж мне не позволил увидеть экспозицию целиком -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3634091.html

- но лишний раз удостоверился в своем первом впечатлении: среди массы необязательных, случайных предметов на выставке можно найти по-настоящему интересные материалы: многочисленные карикатуры на Шаляпина в оперных образах и в быту, также фотографии пляжные и вообще в полуголом виде, "гламурные", как сказали бы сейчас - все уже сто лет назад работало на имидж Шаляпина как поп-звезды, и его значимость, новизна шаляпинского артистизма не в малой степени к этой "попсовости" сводилось, так что нелепо сегодня его задним числом провозглашать оплотом "духовности", вот уж чья персона совсем для того непригодна. А после Шаляпина, не возвращаясь в основное здание музея, пошел глянуть на "Итоги сезона", которые, оказывается, продлены до сентября - и там завис на полтора часа.

Раньше "Итоги сезона" проходили в разных местах, Бахрушинский их принимает впервые, причем в новом своем помещении - самый дальний угол территории музейного комплекса занимает здание, в 1937 году построенное под школу, но скоро превращенное в госпиталь и затем в медсанчасть. Сейчас оно не в лучшем состоянии, но некоторая разруха в сочетании со специфической архитектурой 30-х годов дает замечательный эффект и оказывается наилучшей, выигрышной обстановкой для экспозиции, посвященной работам театральных художников. Некоторым из них отведены персональные залы, а кто-то представлен и в "формате" тотальных инсталляций. Только Электротеатру Станиславский отданы две комнаты целиком: "Перед заходом солнца" Юрия Харикова - "неоготический" призрачный мир пьесы Гауптмана, и Анастасия Нефедова с эскизами костюмов к "Идиотологии", дополненными вполне самодостаточными "идиотскими" комиксами, все это - особые художественные миры, в которые интересно попасть даже безотносительно к спектаклям, которые я, впрочем, тоже видел.

Разработки Алексея Кондратьева к "Дню опричника" Марка Захарова поданы, помимо традиционных макета и эскизов, в виде книжки с "раскадровкой" каждой сцены, каждого эпизода спектакля. Узнаваемы макеты Николая Симонова - к воронежскому "Дяде Ване" Михаила Бычкова, "Кроличьей норе" Сергея Голомазова на Малой Бронной, а вот "Любить" В.Токарева в Рижском театре им. М.Чехова я, конечно, не смотрел, поэтому впечатление от пространства по макету лишь и складывается. Вообще не знаю, что увлекательнее - сопоставлять собственные воспоминание о спектакле с проектом художника или додумывать по проекту, каким может быть спектакль. Особенно если не то что не смотрел, но и не слышал о его существовании - как, к примеру, в случае с "хип-хоперой" "Орфей и Эвредика": макет Полины Бахтиной и Яна Калнберзина, постановка Юрия Квятковского - это где ж такое имело место?!

Московские спектакли по эскизам Наны Абдрашитовой я смотрел - и "Мамашу Кураж" в "Мастерской Фоменко", и "Чайку. Театральную бессонницу" в Электротеатре (да, Электротеатр - "главный герой" на выставке, однозначно!), но, понятно, не мог видеть "Кавказских пленников" - "Роза Хутор" слишком далеко (и дорого), довольствуюсь, стало быть, макетом. В случае с "Пиковой дамой" Сергея Бархина-Александра Тителя, правда, макет дает далеко не полное представление о том, насколько удачна и эффекта находка сценографа в содружестве с режиссером. Зато, скажем, вот видел я "Назову себя Гантенбайн" на малой сцене Таганки, ходил исключительно из пристрастия к роману Макса Фриша, спектакль симпатичный, но мало чем примечательный, как мне показалось - а представленные на выставке эскизы Натальи Войновой необычайно выразительны!

Так и не дошел я до "Дон Кихота" в театр кукол им. Образцова, оформленный мэтром Сергеем Алимовым - его стиль опознается издалека. По срокам на выставку никак не мог попасть проект Петра Попова для "Старика и моря" Анатолия Васильева, но можно увидеть эскизы Иларии Никоненко для спектакля Александра Назарова "...И море" в театре Сатиры, на свой лад не менее остроумные и изощренные, в том числе и технически. Тем более ценно что-то узнать о происходящем за пределами Москвы, даже если на вид все не так эффектно: рассадить на сцене публику и развернуть артистов спиной к партеру, сделав театральный зал фоном - находка не слишком оригинальная, но для Орла, где режиссер Крувчиньски из Польши поставил "Ивонну" Гомбровича, может и революционная (художник Карина Автандилова). А что такое Особняк Салтыковых-Чертковых, для которого Татьяна Спасоломская придумала пространство опуса "Шекспир/тайна/400", это тоже у черта на куличках или в центре Москвы, а я не слыхал про такое?! А "опера-телепортация" Flute по "Волшебной флейте" в ГИТИСе (на Флаконе, как я понимаю) - когда была?!

Про "Петербург" Тыщука на Таганке я, напротив, слыхал много, но так и не собрался посмотреть - художник Екатерина Галактионова предлагает выгородку с гигантским красным шаром, нависающим над сценой, а как это выглядит в действительности - уже занятно! Фигуры "людей в черном" с масками-клювами от Бориса Бланка мне показались жуткой безвкусицей - но кто знает, может, на сцене они и "работают" (хотя зная творчество Бланка, сомневаюсь). Стилизованный "модерн" Леонида Подосенова для "Сказа про шута" Прокофьева в Эрмитажном театре СПб умиляет. Поразил роскошный макет Юлианы Лайковой для спектакля "Правда - хорошо, а счастье - лучше", и тем удивительнее, что в Омске эту пьесу поставил Роман Самгин, на московских площадках предпочитающий иметь дело драматургией совсем иного пошиба. Еще одна "тотальная инсталляция", развернутая концептуально аж на две комнаты, "белую" и "синюю", посвящена художником Натали-Кейт Пангилиан студенческому (!) спектаклю Семена Шомина в гитисовской мастерской Л.Хейфеца по "Горбунову и Горчакову" Бродского - у меня возникли ассоциации с Ильей Кабаковым, не знаю, насколько они для сценографа осознанны. Еще одна комната-инсталляция - внушительный и пугающий макет Ютты Роттэ к спектаклю "Любовь людей" в Самаре - и по виду не скажешь, что пьеса Богословского не стоит таких художнических усилий совершенно!

От Таганрога до Тель-Авива, от академических сцен до студенческих аудиторий и какие-то особых, неведомых площадок, театр Луны, театр Ромэн, Московский областной театр драмы и комедии (впервые слышу о его существовании! на выставке - макеты к двум постановкам, но судя по ним, бежать искать не стоит....), "Ведогонь-театр" (по крайности название слыхал, но тоже не добираюсь туда патологически - практически станковая живопись Татьяны Спасоломской к спектаклю "Код/кот одиночества", П.Бессон, Ж.Кокто), спектакль Иванова-Таганского "Волчий круг", оформленный художником Кириллом Андреевым (хоть буду знать, что и такое есть в природе), "Поцелуй феи" Варнавы с Галей Солодовниковой в Монте-Карло. - разброс немыслимый, но каждый раз возвращаешься... к Электротеатру Станиславский! Уж вроде бы я туда как на работу хожу - а получается, там так много всего, что и половины не видал. Костюмы, эскизы Клены Родкевич к Love machines - знаю, что такой спектакль есть, а не успел в сезоне. Как и несмотря на любезные приглашения Гульнары Галавинской не добрался до ее "Свадьбы Кречинского" в Губернском театре - на выставке увидел макет и эскизы Евгения Шубина. И до "В поисках Джулии" (художник Ольга Васильева) в ШДИ, хотя туда под занавес сезона даже собирался.

Приятно наблюдать на выставке не просто известные имена, но работы художников, с которыми лично знаком - хотя опять-таки далеко не все спектакли довелось посмотреть на сцене: из работ Максима Обрезкова видел вахтанговский "Бенефис" с Этушем и, разумеется, "Царя Эдипа", а питерский "Летучий корабль" - нет. В одной из масок, придуманных Машей Трегубовой для "Черного русского", сам ходил (надо сказать, макет пространства в миниатюре много выигрывает в сравнении с его воплощением на практике), каким-то чудом попал, и даже на первый состав с Нетребко, на премьеру "Манон Леско" Шапиро в Большом, ну "Позднюю любовь" в "Современнике" тоже не пропустил, а вот "Пьяных" Трегубовы делали в Будапеште, а "Преступление и наказание" для Аттилы Виднянского оформляли в Петербурге... - ну по крайней мере макеты дают некоторое представление об идеях, заодно напоминают, сколько всего проходит мимо, упущено и по объективным причинам, и в каких-то случаях по лени исключительно.






















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments