Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Гиппопотам" реж. Джон Дженкс

По крайности мне хватило ума не ломиться на показ ММКФ и не корячиться на лестнице, а дождаться, пока можно будет прийти в пустой зал и сесть в первый ряд. Фильм от этого лучше не становится, но хоть физических страданий меньше.

Тэд Уоллес - в прошлом популярный поэт, за двадцать петь лет без вдохновения и творчества (не сочинял ничего, кроме лимериков по случаю) превратившийся в вечно пьяного театрального критика. После того, как на спектакле "Тит Андроник" Уоллес устроил дебош, а потом и оскорбил редактора, он остался без работы и без доходов. Поэтому очень кстати оказалось предложение крестницы, дочери бывшей сожительницы - Джейн, умирающая от лейкемии, готова заплатить 25 000 фунтов аванса (а всего 100 000), чтоб Уоллес отправился в поместье к брату ее матери, своему бывшему лучшему другу и отцу еще одного своего крестника (не уверен, что я правильно разобрался, кто там кому дядя Ваня, но не очень-то и старался), чтоб разведать о происходящих там чудесных исцелениях.

Чем Теду, налакавшемуся виски, не понравились ряженые римляне-качки в золотистых обтягивающих трусах из вполне приличного на вид "Тита Андроника" - непонятно. Стивену Фраю, по чьей книжке снят фильм, такие должны были бы прийтись по душе - но, великая сила искусства, Фрай сделал героя "Гиппопотама" гетеросексуалом, у Теда от бывшей жены даже имеется сын-подросток. В центре сюжета, правда, оказывается не он, а его ровесник, крестник Уоллеса - Дэвид, младший сын хозяина поместья. Фрай, материалист и атеист, разумеется, не допускает мысли о чуде даже как беллетристической условности, и его герой, корявое альтер эго артиста-литератора, сыгранное немногим менее уродливым, но всяко более талантливым актером Роджером Алламом, невольно выступает в роли разоблачителя дэвидовых "чудес". Дэвид и сам, будучи юным стихоплетом-любителем и мятежным тинейджером, готов поверить, будто обладает целительским даром - благо знает от отца, что "лечить" был способен еще его дед, но оказывается, что мальчик лишь эксплуатирует суеверия и надежды окружающих, не ограничиваясь наложением рук, но пользуя всех своей "целебной" спермой, от юных дев до зрелых женщин и от старых пидарасов до... лошадей. Крестный отец разоблачил малолетнего шарлатана, Голиаф гиппопотам одолел Дэвида.

За лошадь прям обидно, но лошадей я тоже не люблю, а без старых пидарасов в экранизации Фрая, как водится, не обошлось, однако из маркетинговых, не иначе, соображений таковым сделан не главный герой, а второстепенный и карикатурный персонаж, гостящий в том поместье театральный режиссер. Правда, если дурковатый престарелый гей сам рад "лечению" и, надо полагать, получает (не в пример лошади, которая, выясняется, всего лишь случайно отхлебнула вылитого Тедом в ведро вискаря, и значит, выебал ее "чудотворец" зазря) удовольствие от процесса "целительства", то с дочкой другой гостьи, маленькой дурнушкой, рассчитывавшей стать покрасивше, у начинающего "экстрасекса" вышла незадача, "пациентка" с непривычки чуть было не откусила ему "волшебную палочку" во время "процедуры" - зато как раз этот казус и поспособствовал выявлению истинной подоплеки "чудотворства". Увы, для заказчицы расследования его итог вышел неутешительным и запоздалым - Джейн умерла-таки от лейкемии. Зато - о чудо! - вышедший в тираж поэт снова принялся сочинять стихи (и отнюдь не лимерики) как подорванный.

У меня с незапамятных времен валяется на полке "Гиппопотам" Фрая, полученный когда-то в подарок от издательства, давно уже, кажется, разорившегося, а написан роман еще раньше, в прошлом веке. Ну читать я его теперь точно не буду - по поводу актера Фрая иллюзий у меня давно нет, а если б и оставались насчет Фрая-писателя, то теперь и с этим все ясно. Отрыжка Джерома, Вудхауса, Таунсенд - со всеми "остановками". Неужели пресловутый "тонкий английский юмор" еще кого-то радует, кого-то веселит своим выспренним пустопорожним тяжеловесным многословием, остротами в духе "если бы Стивен Хокинг признался, что верит в Санта-Клауса" или "идея нависала как наполненный мочой дирижабль" - блин, я че-то не догоняю и это в самом деле смешно?! Также в структуре "Гиппопотама", несмотря на "высоколобый" (допустим, ироничный) отсыл к Т.С.Эллиоту, откуда, собственно, и взялся заглавный образ, вполне сознательно пародируются объекты попроще вроде классического "чисто английского детектива", есть прямая отсылка к Агате Кристи и Эркюлю Пуаро.

То есть "Гиппопотам" - это "иронический детектив" (не Донцовой единой развивается жанр!), только с культурологическими подтекстами и идеологической начинкой, не для "быдла", а для желающих ощутить себя "интеллектуалами" по сходной цене и без перенапряжения умственных сил. Подтексты убоги, но терпимы, тогда как "идеи", которыми напичкан фильм по книжке Фрая, давно набили оскомину - осточертело все это высокомерное прекраснодушие, беззубая, тупая "критика" аристократов, капиталистов, а пуще того - каких угодно религиозно-мистических проявлений, за исключением "вдохновения": вот уж где и творчество, и чудотворство - и якобы мальчики-подростки к поэтам так и тянутся, хотя тут заинтересованная сторона явно выдает желаемое за действительное, с лошадью-то шансов больше.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments