Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Серпухов, историко-художественный музей

Еще один позапрошлогодний "должок" - тогда не успел побывать в Серпуховском музее, а он замечательный, по крайней мере раздел живописи 19-20 вв. При том что начинался музей с коллекции "старых европейских мастеров" - но понятно, что шедеврам такого рода в Серпухове взяться неоткуда, и странно было бы их там искать. Европейский раздел теперь размещается во втором корпусе музея, среди третьесортной живописи можно выловить "Избиение младенцев" мастерской Луки Джордано, пару сносных полотен Пеллегрини "Моисей источает воду из скалы" и "Сбор манны", неплохую картину Дезублео "Медор и Анжелика", почему-то задвинутую в самый дальний неприметный угол "Тюремную прачечную" Гюбера Робера (а это, пожалуй, самый интересный экспонат раздела!), но так-то ничего особенного. Но в основном корпусе - совсем другое дело.

То есть 18-й век представлен, конечно, тоже скромно - Левицкий под вопросом, школа Рокотова, "неизвестные" (читай - крепостные) художники местные. Вот дальше, начиная с академизма 19-го века - все солидно. Отличные полотна Константина Маковского, в том числе считающаяся "жемчужиной" музейной коллекции картина "Под венец" (1890), не сильно уступающая по качеству "Демон и Тамара" (1889), ну и вещица попроще "В каирской кофейне". Два произведения Семирадского - "Песня рабыни" (1884) и более скромный "Праздник вакха" (1890). Крупных размеров и неплохого качества марины Боголюбова - "Прибой у мыса Сен-Мартен" и "Порт Гавр", "Итальянские дети" Алексея Харламова.

Размещается музей в особняке Мараевой, построенной по проекту Клейна (известного зданиями ГМИИ и ЦУМа в Москве) - особняк в 1920 году национализировали, но сразу устроили в нем музей, так что разрушению и радикальной переделке он не подвергался ни снаружи, ни изнутри. На некоторых дверях даже сохранились подлинные росписи - на потолках, правда, уже "восстановленные". Академическое искусство выставляется в каминном зале, а в соседнем "белом", стилизованном под ампир - салонная живопись разного качества, от Беггрова ("Венеция. Канал Сен-Тровазо"), Риццони (два "Итальянских мальчика") и Харламова (два девичьих портрета) до опять-таки Константина Маковского ("Портрет девушки"), небольшого, но симпатичного Дубовского ("Склон. Крымский пейзаж", 1896), не очень хорошо мне известного Капустина (но вещь прекрасная, пожалуй что и лучшая на весь раздел - "Прибрежный пейзаж" в импрессионистском духе), Лагорио ("Лунная ночь на море", 1886, "У моря", 1884, "Прибой", 1896) и Айвазовского (горная зарисовка "В тумане", 1879, более типичная марина "Прилив", 1870).

Далее - "быт" и "жанр" рубежа веков: Владимир Маковский в большом ассортименте (крупный холст "Молебен на Пасхе" не очень интересен, "Охотников на привале" тоже с перовскими не сравнить, но мелкие картинки симпатичные - "В жаркий день" с удящим рыбу приличным семейством, "В избушке лесника" и особенно забавный старичок-"Оптимист"); Сергей Виноградов ("Крестьянские мальчики"), Ярошенко ("Цыганка"), Прянишников ("В ожидании шафера", 1891 - вариация на тему неравного брака), Верещагин ("Самарканд" - этюд к картине "Торжествуют").

Исключительная по качеству подборка пейзажей. Небольших размеров, но какой-то уникальный Левитан, "Юрьевец. Пасмурный день на Волге" (1890) - скорее подумаешь на Марке. И совершенно гениальный Саврасов с характерным для него сюжетом - "Лунная ночь. Болото". Шишкин обыкновенный - но много: "Еловый лес зимой (Дремучий лес)", "Сестрорецкий бор", еще что-то, я на нем внимание не задерживал. Хороший Ю.Клевер - "У реки", 1887 (еще одна его работа висит в вестибюле - "Осенняя дорога").

Особо выделен, конечно, Поленов - все-таки "свой": в бывшей спальне Мараевой - "абрамцевский зал", где размещается поленовская "Старая мельница", виды Оки, резная мебель и утварь по эскизам Елены Поленовой. К живописи местами прилагается скульптура - Коненков ("Царевна", "Кариатида") и Антокольский ("Мефистофель"), но не первого сорта, допустим.

Экспозиция второго этажа открывается полотнами "союза русских художников": Бялыницкий-Бируля ("Летний пейзаж с церковью" и изумительная "Весна"), Константин Горбатов ("Зимний пейзаж" и "Зимний вечер"), снова Абрам Архипов ("Крестьянская девушка" - еще одна почти такая же в зале "жанристов"), Переплетчиков ("Зимний пейзаж"), С.Иванов ("На стройке"), Касаткин ("Новый ткацкий зал в Орехово-Зуево"), С.Виноградов ("Курск. Город"), И.Куликов ("За водой); неплохая "Золотая осень" С.Жуковского и отличный "Весенний вечер. Ростов великий" К.Юона.

В разделе "символизма" вещи очень неравноценные, из хорошего - "фантастический пейзаж" Богаевского "Киммерийская область", 1910 (только что в "Наших художниках" я видел более скромный вариант), "Над Двиной начинается буря" Переплетчикова, пара вещиц Борисова-Мусатова ("Береза" и "Одиночества"), не слишком примечательные, но все-таки эскизы Бакста (к балету "Бабочка") и Рериха ("Три волхва"), литография Юона ("Адама и Ева"), но наряду с этим - ползала работ нестоящих.

Главная ценность коллекции Серпуховского музея однозначно - целый зал первоклассных ранних работ Натальи Гончаровой 1900-1910-х гг: "Бабы с граблями" и "Стрижка овец" (1907), "Хоровод" (1910), изумительная "Женщина с папиросой" (1905-06), пейзажи, цветочный натюрморт "Георгины" (1906), уже авангардистское "Письмо" (1913). Авангарда в целом негусто, но есть отменный Бурлюк ("Полдень на Днепре"), натюрморты Экстер (1909) и Малютина (1922), Фалька (1910), роскошные "Бегонии" Машкова (1911) и среди них не теряется "Автопортрет с женой", признаюсь, неизвестного мне Зеленевского (1917). В витрине три графических листка Ларионова - "Натюрморт с хлебами", "Аллегория лета" (совсем зарисовка непритязательная), "Девочка".

К круглой дате Коровина на основе преимущественно собственного собрания организована небольшая, но на два зала растянутая выставка, где, правда, коровинские работы не самого высокого класса, преимущественно этюды и эскизы ("Ночью", 1913; "Облачное небо", 1910; "Севастополь вечером", 1903 - из Калуги; "Маскарад", 1913 и еще несколько), неплохой "Портрет Марии Якунчиковой"; вдобавок "Дорога в Домотканове" Серова и "Этюд с березками" Левитана тоже, признаться, невзрачные. Однако для районного музея это все просто супер, и кроме прочего - коллекции, здания - сильное впечатление произвели тетеньки-смотрительницы, любезнее которых я, наверное, нигде в мире не встречал.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments