Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

музей-усадьба Поленово

Позапрошлым летом была мысль отправиться в Поленово из Тарусы - не вышло: несмотря на территориальную, географическую близость (они практически друг напротив друга находятся, на противоположных берегах Оки) оказалось, что путь не так-то прост, либо на катере через реку (но регулярный рейс совершается один раз на дню туда-обратно, причем не каждый день, и стоит недешево; частники, соответственно, берут еще дороже), либо в объезд через Серпухов, а это довольно далеко и долго. Но мысль посетить Поленово меня не оставляла, и осуществить затею со второй попытки удалось - из Москвы доехать, на самом деле, при желании не так уж сложно, дорога очень хорошая, а дело стоит того.

Поленово - редкий пример усадьбы, не подвергавшейся разорению, не служившей до того, как стать музеем, ни туберкулезным санаторием, ни приютом для малолетних преступников, потому сохранившийся почти в неприкосновенности, если не считать, что кое-что было утрачено и разрушено позднее в 1940-е годы при эвакуации экспонатов. Усадьба даже не была национализирована после революции, ее законный хозяин, художник Василий Поленов - семья получила свое же владение от Совнаркома в "пожизненное пользование" - жил в ней до своей смерти в 1927-м году, успев получить почетное звание Народного художника. После чего директором музея стал его сын Дмитрий. Правда, в 1937-м Дмитрия Поленова с женой арестовали за "шпионаж", но в музее остались его сестры. В 1939-м свою усадьбу Поленовы все-таки передали "в дар" государству, в 1944-м Дмитрия Поленова "досрочно" освободили. До 1990-го директором музея оставался его сын Федор Дмитриевич, затем его жена; правнучка Василия Поленова, Наталья Федоровна, по сей день должность занимает эту должность, проживая во флигеле рядом с главным домом.

Большой дом усадьбы - три этажа, 24 комнаты - и проектировался изначально с расчетом, что первый этаж будет "музейным". Несмотря на наличие в доме отопления в самой большой комнате первого этажа, "библиотечной", имеется камин из тарусского известняка ("тарусского мрамора", как называл его сам хозяин), расписанный Поленовым и его детьми. Здесь на стенах - картины, подаренные владельцу друзьями-художниками, включая Шишкина, который своих работ дарить не любил, но для Поленова сделал исключение. Тут же "Богоматерь" Репина и его же абрамцевский пейзаж с изображением женской фигуры - жены Поленова (такой изысканный подарок на свадьбу). "Мальчики-удильщики" В.Маковского, Прянишников, А.Васнецов, "символистский" по духу, малость затемненный "Ворон" В.Васнецова в углу возле двери (с интересной историей - работу на тему, подсказанную Мамонтовым, Васнецов и Поленов начинали вместе, но завершил только Васнецов, а Поленов увидел ее на выставке и купил, чем Васнецова, говорят, сильно обрадовал) и его же "Ахтырка"; собственно поленовские копии с европейских полотен. Один из самых любопытных предметов в комнате - стоящий возле камина портрет Поленова, выложенный в 1911 году из натуральных (некрашеных, нешлифованых) приокских камней его учеником Егише Татевосяном, чьи полотна более зрелого периода только что можно было видеть в Москве на выставке "армянского импрессионизма":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3595215.html

Поленов музейную экспозицию задумывал отчасти для друзей и гостей, отчасти для местных крестьян, ради просвещения последних он привез из путешествий сушеного крокодила - этот крокодил тоже до сих пор занимает почетное место под потолком возле камина. Утрачены из подлинной обстановки только витражные окна - разбились в 1940-е годы от разрывов бомб. Но сохранилось историческое витражное стекло на двери из библиотечной комнаты в нынешнюю "портретную", а некогда "игральную", детскую - через это окошко хозяева могли приглядывать за детьми. Сейчас в "портретной" - экспозиция, посвященная семье Поленовых, его предкам: отцу, тоже собиравшему коллекцию раритетов, деду, привезшему из военного похода "бокал Наполеона" (стоит в шкафчике на верхней полке).

"Столовая" большого дома посвящена декоративно-прикладному искусству и промыслам: тут и абрамцевская мебель по эскизам Елены Поленовой, и разнокалиберные "болванчики" вроде матрешек, в виде которых Валентин Серов изобразил своих друзей (второй по величине - Римский-Корсаков, сам Серов - третий с конца), и тарелки из набора "времена года" (одна из 12, правда, утрачена предположительно тоже в 1940-е годы), и другие декоративные блюда, в том числе расписанное Левитаном и еще одно, что едва ли не бОльшая редкость, собственноручно Саввой Мамонтовым ("Камыши").

В поленовском кабинете, помимо уникальной мебели, в том числе редкостного книжного шкафа с лавкой для сидения и ножками в форме шариков из стекла, можно увидеть самые ранние работы художника, созданные в 14ти- ("Собака Робка") и 16-тилетнем ("Лошадь") возрасте, а также пейзажи, в том числе "Река Оять". Картину "Арест гугенотки", за которую в 1875 году Поленова приняли в Академию, я недавно снова видел в Русском музее, как и окончательную живописную версию полотна "Христос и грешница":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3581894.html

В кабинете поленовского дома висит позднейшей авторское повторение "Ареста гугенотки" 1919 года, а в "первой мастерской" (до строительства второй, в отдельно стоящем здании, "аббатстве") располагается привезенная самим Поленовым ранняя версия "Христа и грешницы" - графическая проработка углем, но не менее масштабная, в полную величину, а в чем-то пожалуй и более выразительная, и по отношению к ней уместнее изначальное авторское название "Кто из вас без греха?", от которого пришлось отказаться ввиду церковной цензуры. Кроме того, в этой версии Христос изображен в шапочке - на окончательной картине маслом без шапочки. За живописное полотно художник получил от Александра Третьего 30 000 рублей серебром, на эти деньги и построил усадьбу. А графический, нераскрашенный вариант остался у автора, хотя при перевозке огромный холст сворачивали и заметно, что уголь кое-где в центре стерся. К картине в экспозиции прилагаются два костюма, с которых написаны одежды персонажей - один Поленов привез из путешествий, второй сшит женой. Жена художника также послужила моделью для девушки в центральной части картины, которая закрывается рукой от солнца.

Еще на втором этаже дома есть "пейзажная" комната с картинами в том числе из последних циклов Поленова - "Золотая осень", "Осень в Абрамцеве", "Венеция. Канал", "Кладбище в Бехове". Но помимо этого сейчас в Поленово развернута временная выставка из нескольких десятков работ художника, в том числе привезенных из других музеев (калужского, в частности), под названием "Василий Поленов на Святой Земле". Размещена она рядом с большим домом в Фахверковом сарае, точнее, в его части (другая часть занята камерой хранения), то есть на площади очень небольшой, а экспозиция между тем весьма насыщенная и необычайно интересная. Поленов дважды путешествовал в Палестину, и помимо завершенных картин на евангельские сюжеты создал множество пейзажей (виды генисаретского и тивериадского "морей"; бассейн Иосифа Флавия - это, кстати, что такое? никогда не слышал...; стены Иерусалима), но наиболее выразительны, по-моему, зарисовки человеческих типажей - еврейские дети и старики, в том числе (вот внимание к деталям) отдельно запечатленные, например, кисти рук. Здесь же - два версии портрета Левитана как этюды для "Христа и грешницы"; другие этюды - к полотнам "Среди учителей", "У Марфы и Марии", графические эскизы (а графику Поленова редко где можно увидеть). Неканоничность решения евангельских сюжетов у Поленова обусловлена тем, что в минимальной степени его, как и многих современников, интересовала мистическая сторона образа Христа и в целом библейской истории, а в гораздо большей - человеческая, историческая.

"Аббатством" в Поленово называется "вторая мастерская" художника (воздвигнутая в 1904-м), отдельно стоящая рядом с большим домом постройка, напоминающая католический монастырь. Потолок и верхний этаж реконструированы (но наверх все равно не пускают), а внизу - обстановка мастерской, фотовыставка (Поленов еще и фотографировал, аппарат тоже на месте), а также куклы для спектаклей и запечатленные сценки из постановок любительского театра с участием членов семьи, рукописные афиши - все это очень мило. Но особенно меня против ожидания тронула "диорама" в еще одном здании усадьбы - "Адмиралтействе". Про этот вид ретро-развлечений мне до сих пор приходилось лишь читать, я смутно себе представлял, что такое "диорама" на практике - наконец увидел. Причем "кругосветное путешествие", разыгранное в "формате" (как сказали бы сейчас) "диорамы" основано на подлинном тексте Поленова и его рисунках (не подлинных, конечно, используются копии, но не фотографические, а тоже рисованные). Юный сотрудник музея читает текст, сменяя картинки, переключая свет, а за счет двуслойного изображения создается оптический эффект, некогда, надо думать, казавшийся волшебным, а сегодня скорее трогающий своей наивностью.

Из усадьбы вдоль берега Оки мимо причала (это как раз туда приходит катер из Тарусы, и по моим наблюдениям значительная часть посетителей им охотно пользуется; после его отплытия в 15.40 на территории парка становится менее людно) дорога ведет в Бехово, где похоронен Поленов. В принципе можно и дойти пешком, но мне проще было доехать по автодороге. На могиле - деревянный крест, как завещал художник, изобразив свое пожелание наглядно, на картине "Кладбище в Бехове", что висит в "пейзажной" большого дома.






Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments