Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

проект памятника динозаврам: "Оттепель" в ГТГ на Крымском валу

Не лежала у меня душа идти на "Оттепель" - тема, эпоха, персоналии, вся ее мифология мало меня привлекают, скорее отталкивают; а экспозиция, казалось мне по описанию, не столько художественная, сколько историческая, то есть "атмосфэрная", этого я вообще терпеть не могу. Но предубеждения стоило отбросить - несмотря на предметы быта и еще кой-какой "атмосфэрный" антураж я попал на полноценную художественную, "третьяковского" уровня и масштаба выставку, где основной "контент" все-таки состоит из произведений искусства, даже если это фотографии, то все равно высокого художественного качества (как, например, снимок Бальтерманца, на котором пенсионерка разглядывает модные платья в витрине магазина), а остальное, необязательное, если и присутствует, то как элемент дизайнерского оформления.

Я старался не вникать в концептуальную составляющую проекта, где выделены тематические разделы, но трудно пройти мимо открывающего выставку "Разговора с отцом": здесь собраны вещи, напоминающие предысторию т.н. "оттепели", вводящие ее в исторический контекст, что в первую очередь означает присутствие двух мотивов - война и ГУЛАГ. С подозрением отношусь я к Гелию Коржеву, но его "Шинель и сапоги" (1950е) - прям-таки "магриттовский" сюжет: бестелесная фигура, состоящая из предметов одежды и обуви (шинель и сапоги соответственно) изображена со спины, коленопреклоненной, без головы и без тела, но в позе "кающегося", несущей однозначную смысловую нагрузку. "Отец" П.Никонова (1967) - портрет отца художника, бывшего белого офицера, переметнувшегося было на службу к красным, а в итоге еще в 1929-м получившего десять лет ссылки (что, впрочем, надо так думать, спасло его в дальнейшем от расстрела). "Вдовы" А.В.Васнецова - это уже последствия войны. Замечательный портрет В.Шаламова кисти Биргера (тоже 1967). Скульптуры Э.Неизвестного ("Шаг") и В.Сидура ("Пулеметчик"), еще один объемный объект - Симун, модель памятника блокадникам "Разорванное кольцо" (1966). Бюст-портрет А.Солженицына работы Нисса-Гольдшейна (1960-е, "Двести лет вместе" еще не написаны). Ну и "Освенцим" А.Крюкова (1965) - хотя, казалось бы, при чем тут "Освенцим", с одной стороны, а с другой, ничего столь прямолинейного и вместе с тем экспрессивного на тему ГУЛАГа не показано, да полагаю, что и не создано, ни тогда, ни даже по сей день. Зато для упомянутого "антуража" прилагаются фотографии эпизодов из спектакля Юрия Любимова "Павшие и живые", крутятся на мониторах кадры из фильмов "Тишина", "Летят журавли" и т.д. В других разделах тот же принцип оформления сохраняется - сценки из спектаклей (любимовских, современниковских), кинофильмы, в центре, как и следовало ожидать - "Июльский дождь" Хуциева.

В разделе "Лучший город земли" закономерно доминирует живопись Юрия Пименова с его, что характерно, "завтрашними" видами строек: "Район завтрашнего дня" (1967) и особенно характерная "Свадьба на завтрашней улице" (1962), где молодожены при полном параде прыгают по мосткам, настеленным через грязь, из которой - только предполагается! - вырастет тот самый лучший в мире город... Эмблемой выставки служит еще одно полотно Пименова "Бегом через улицу". Другие его картины попадаются и в прочих разделах "- самым "теплым" среди "Оттепели" оказался Пименов! Из более серьезных, не столь лиричных картин - "Конструкторы" Степанова - тоже по-своему отражают мечты про светлое будущее. Но логично как ни в каком другом разделе тут много фотографий с новостройками, образцами "оттепельной", так разительно отличной от сталинского "классицизма" архитектуры и отдельных зданий, и целых комплексов: Калининский проспект, что давно уж не Калининский, кинотеатр "Прогресс", что давно уже не кинотеатр, ну и бассейн "Москва", чья судьба особенно печальна в общем контексте. Образ бассейна "Москва", надо сказать, пусть и против замысла кураторов (а может и не против?) выходит сквозным и возникает на выставке постоянно - например, на гравюрах Черемушкина тоже. Еще одна "стройка будущего" - стадион "Лужники" и его большая спортивная арена. На все это несостоявшееся будущее с добродушной улыбкой взирает юный Н.С.Михалков, шагающий по Москве с киноплаката без мигалок и хоругвей.

Словно в гетто задвинуты в малоприметный угол раздела "Новый быт" картины "нон-конформистов", хотя в художественном плане они едва ли не самые ценные на всей выставке, и уж надо думать коммерчески самые дорогостоящие на международном рынке: "Мосгаз" Рогинского, 1964 и его же "Натюрморт в ванной", 1967; "Оптимистический пейзаж" Рабина, 1959 ("оптимизм" тут, в отличие от Пименова, едко-иронический - пейзаж представляет собой изображение одноэтажного кривого домика и уныл до невозможности); "Натюрморт с газовой плитой" Гончарова, 1961 (тоже хочется поскорее засунуть голову в духовку этой плиты); "Разбитый цветочный горшок" Краснопевцева, 1955. Сюда же примыкает "Пол "Метлахская плитка" опять-таки Рогинского, 1965 - если не знать, можно принять картину за европейскую геометрическую абстракцию в духе Мондриана, а это, оказывается, коммунальная советская бытовуха! Сюда же отнесены фотографические виды "хрущевских" пятиэтажек - как воплощение еще одной, может быть, главной, мечты - сейчас эта обветшалая мечта обречена "реновации".

Лирики в чистом виде немного, и у нее свое "гетто": пляжные зарисовки Дубинского ("Ссора на пляже" и др.), парочки на полотнах Е.Расторгуева ("Стихи", 64; "Дождь", 65), Л.Грибкова ("Они разные характеры", 61), довеском - кадры из фильма "Три плюс два". "Двое" В.Попкова слишком "суровы", чтобы принять лирический сюжет за чистую монету, по крайней мере я тут вижу авторскую иронию, хотя может художник и не думал ничего худого. Подраздел, посвященный "диссидентам", какой-то "дежурный" - фотографии с похорон Ахматовой (только что довелось побывать на ее могиле в Комарово - не сказал бы, что народная тропа туда не заросла), концептуальный портрет Космынина "Пастернак, 58", ксилография на газетной полосе (1966), по-моему, я видел его недавно на выставке "200 ударов в минуту", как и самиздатские листы, протоколы. Тут же фотографии поэтов, бардов, актеров - все это даже противно. Из по-настоящему интересного - работа Лемпорта, бетонный бюст "Портрет А.Вознесенского, читающего "Треугольную грушу", 1962.

Симпатичны литографии Красаускиса - хрестоматийная "Юность" (1960-61) и чуть менее растиражированная "К звездам" (1962). Поблизости - опальный советский абстракционизм: "Карнавал" Михнова-Войтенко (1960), "Взрыв" Л.Кропивницкого, Вечтомов, Немухин, Турецкий (его же вполне благонамеренный на вид "Бампер Волги" светится в разделе "лучшего города" и "нового быта" рядом с "Витриной" Юрия Злотникова), Нусберг, Мастеркова, Белютин, Яковлев. "Портрет Велимира Хлебникова" кисти Зверева. Панно Янкилевского "Диалог 01", вызывающее ассоциации с Миро. Знаковый "Разрез" Э.Булатова. И для расширения контекста по контрасту - триптих Решетникова "Тайны абстракционизма" (1958): живописная карикатура, на которой автор "опятьдвойки" изобличает шарлатанов-мазил, не способных нарисовать "похоже", чтоб "как в жизни" было: вместо них рисует осел хвостом или цепная обезьяна, один из пьяных "абстрактистов-пидарасов" валяется без сознания в луже краски, насмехаются и наживаются на жуликах от искусства зубастые буржуины, а от венецианской биеннале бегут в ужасе прочь воскресшие и пожалевшие о своем появлении на свет мастера Возрождения - для того, чтоб тема была исчерпана, в композиции Решетникова не хватает жирных очкастых евреев, которые возникнут позже в аналогичных произведениях Глазунова.

Международные отношения и, в частности, "открытие Америки", освещены довольно скупо и однобоко, хотя кое-что любопытное можно выловить и здесь помимо плакатов к фестивалю 1957 года. Подраздел кубинской тематики составляют произведения В.Иванова - "Фидель Кастро", "Защитники Гаваны", "Бородач-гвардеец", а также занятная "Новая Куба" Оссовского, имеющая очевидное, на мой взгляд, сходство с живописью Дэвида Хокни; бюст Ф.Кастро работы Штамма. Сюда же до кучи отнесена глиняная голова Пикассо работы Силиса. Особым смыслом нагружена (не перегружена ли?) картина карельского живописца Ниеминена "Тяжбуммашевцы" (1969): рабочие в обеденный перерыв читают газету - якобы (на этикетке написано) там им сообщают о вторжении русских в Чехословакию, рабочие крепятся и лица их ничего не выражают, но будто бы они что-то думают, а я вот не поручился бы, что рабочие думают. Собственно "открытие Америки" - это зарисовки Ореста Верейского "У черного хода. Канзас-сити" и "Десятая улица в Нью-Йорке" (1960), позволяющая понять, как тяжело в Америке живется простым людям, особенно неграм; и графика карикатуриста Горяева, если верить кураторам, восторженно принятая Рокуэллом Кентом.

Наверх по пандусу ведет указатель "в коммунизм", на подъеме встречает видео Хрущева, и отдельно бросается в глаза кураторское решение подвесить над пандусом "Реквием" Белютина (1962): эти неформальные, экспрессивные "похороны Ленина" в прошлом году я видел на большой выставке "Новой реальности" в музее современного искусства, но тут они получают совсем иное содержательное истолкование, буквально "семимильными шагами нас несут вперед ногами". К сожалению, сам раздел скуден и скуп, в нем преобладают фрагменты кинофильмов (концептообразующим становится "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен!" Климова с его сакраменатльным "дети, вы хозяева лагеря!"), фарфоровые фигурки по моделям Ю.Львова ("Папа задержался", "За кружкой пива" и др.); правда, оттуда, с балкона, хорошо просматриваются огромные полотна "сурового стиля", вывешенные внизу.

Эта "суровая" выгородка с "Полярниками" А.и Д.Смолиных, "Белыми ночами" Михайлова, "Строителями Братска" и "Геофизиками" Попкова, "Геологами" Никонова, "Плотогонами" Андронова, тружеником с полотна Салахова "У Каспия" (недавно выставлявшимся на персональной выставке Таира Салахова в Инженерном корпусе) эффектно венчает раздел, посвященный науке и путешественникам-первооткрывателем, без которого период 1960-х в самом деле смотрелся бы неполноценно. Трэш настолько откровенный, что даже трогательный - картина "Русская березка на Луне" Д.С.Щипачева, насколько я понимаю, сына знаменитого поэта-сталиниата. Этот подраздел органично дополняет макет спутника, напоминающего что-то среднее между стиральной машиной и мусорной урной. Хотя более интересны в нем не монументальные картины и не "сувениры", а "скромные" по размерам и колористики гуаши Нисского, и еще фотоколлажи, графика и живопись, напрямую связанная с наукой и техникой. Например, "космические интерьеры" Галины Балашовой - как ни странно, не фантазии и не эскизы к декорациям, но реальные проектные разработки для орбитальных и лунных станций (не все из них пригодились для производства, но были тем не менее до какого-то времени засекречены как "государственная тайна"). Или забавная идея скульптора Силиса "Проект памятника динозаврам" (1959). Или произведений художников-любителей, чьим основным родном деятельности была как раз наука: "Клоун" Аникеенка, "Сюрреалистический хулахуп" Блохинцева - эти и взяты на выставку не из художественных собраний: "Клоун" - из мемориального музея Капицы, "Хулахуп" - из частной коллекции.

В целом же выставка сформирована преимущественно за счет собственных Третьяковских фондов. Хотя немало вещей из Института русского реалистического искусства, куда я все не соберусь дойти. Кое-что из Фонда русского абстрактного искусства. Немножко из петербургских музеев, не только самых крупных. И структура, и размещение экспозиции вроде бы толково продуманы: "Оттепель" номинально ассоциируется со свободой, поэтому весь центр - пустой, не считая скульптурной головы Маяковского работы Кибальникова, круг, он задает простор, высвобождает экспозиционное пространство, оставляет место для "воздуха". Но расчет на умильно-ностальгическое настроение, по-моему, сколь ложный изначально, столь же и ошибочный по результату - для меня, по крайней мере, экспозиция обернулась совсем не благостным ретро, уж слишком навязчиво она, где-то по сходству, а где-то по контрасту, соотносится с нашей затхлой реальностью.

Улицы в Москве до сих пор "завтрашние", и даже еще более "завтрашние", чем позавчера. К бывшему бассейну "Москва", превращенному обратно в капище, только теперь фейковое, стоит очередь страждущих пострашнее, чем некогда к гробу Сталина (проезжал на автобусе по Крымскому мосту и видел этот ад на набережной). Сын абстракциониста Б.Турецкого поет еврейским хором на корпоративах и кремлевских сборниках патриотические гимны. Кинотеатр "Прогресс" стал драмтеатром п/р А.Джигарханяна, далеко не самым "прогрессивным". На днях довелось побывать в БСА "Лужники": после реконструкции там буквально камня на камня ни одного прежнего не осталось, а "благоустройство" прилегающих территорий в полном разгаре. "Новые Черемушки" идут под снос. До сих пор не вырос "завтрашний район", а молодожены те, что прыгали по мосткам через грязь в надежде на улучшение жилищных условий, может, если повезет, то и на отдельную квартиру, уж поди развелись и внуков похоронили, теперь их правнуки по доскам через канавы скачут. Но неизменны такие же кривые, ни для чего не пригодные домики, как на "Оптимистическом пейзаже" Оскара Рабина. И только "бородачи-гвардейцы" на Кубе по-прежнему охраняют нашу и вашу свободу от происков американского империализма, не уступая вахту православным хоругвеносцам.

Кураторы так или иначе мыслят, стараются мыслить в категориях поступательного, и если целенаправленного (как в философии Чаадаева), то по меньшей мере восходящего движения истории - однако сама "история" этой страны, вернее, отсутствие у этой страны в прямом смысле "истории", сворачивают их концепцию на корню: "оттепель", как ни пытаются придать указанному периоду статус чего-то судьбоносного, революционного, всяко освежающего, все-таки соответствует первоначальному значению на удивление точно выбранного слова, характеризуя явление природное, циклическое, наступающее независимо от воли и сознания человека и так же сходящее на нет (как оттепель, так и июльский дождь, тоже ведь знаковая формула из того же разряда) - недолговременное, неверное, иллюзорное. Но зато - время первых, в том числе и на Луне.

















Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment