Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924" в "Манеже"

Удивительная выставка - "датская", приуроченная явно к 100-летию Революции, то есть как бы необходимая, но почти "тайная", практически без рекламы, без анонсов, в отличие от военно-православных мультимедийных мега-проектов. Как следствие - посетителей почти нет, что, впрочем, скорее благо. Потому что посмотреть есть на что, и даже более, чем можно ожидать по заявленной теме, и желательно без толкучки и без спешки.

У Чапаева в знаменитом фильме пытались дознаться, за который он Интернационал сражается, за Второй или за Третий. Василий Иванович про Интернационал знал мало, но классовое чутье сработало и он переспросил: а Ленин за который? Узнав, за который Ленин, и Чапаев уверенно заявил: тогда и я за Третий! Я вот тоже за Третий, как Ленин - это он и есть, тот самый Коминтерн, в годы православно-монархического реванша 1930-х годов физически уничтоженный, а к 1943-му окончательно и официально разогнанный русскими.

Центральный экспонат выставки - многофигурное живописное полотно Исаака Бродского "Торжественное открытие II конгресса Коминтерна" (1920-1924). До того, как стать официозным живописцем, Исаак Израилевич был не перворазрядным, но одаренным художником импрессионистического толка и вполне определенных вкусовых предпочтений, в чем легко убедиться по коллекции картин его питерской квартиры-музея, где мне только что удалось повторно побывать:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3583198.html

Но Бродский 1920-х - это уже совсем другой художник, при этом все равно, что ни говори, одаренный и мастеровитый. А ему еще и предоставилась возможность зарисовывать участников Конгресса Коминтерна с натуры, присутствовать на заседаниях, наблюдать за делегатами в гостиницах, нередко против воли "моделей", поскольку некоторые прибыли на конгресс из своих стран нелегально. Впрочем, саму картину и серию портретных эскизов к ней сравнительно недавно уже можно было увидеть на выставке в Историческом музее "Миф о любимом вожде", где даже сформировали особый посвященный конгрессу Коминтерна тематический раздел:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2981301.html

Стоит отметить, что тогда в рамках "Мифа о любимом вожде" экспозиция получилась при всей камерности более информативная, насыщенная различными, противоречивыми сведениями. "Коминтерн" же нынешний выстроен со ставкой на мифологизацию, хотя этот "миф" - интернационалистский, коммунистический, антимилитаристский, антиимперский - входит в очевидное несоответствие с сегодняшней генеральной мифотворческой линией. Зато технический прогресс дошел до невиданных чудес: можно не просто тыкаться пальцем в сенсорные экраны и по каждой "голове" получать биографическую справку, но и наводить телефон (если не такой как у меня, деревянный, а нормальный айфон) прямо на живописное полотно с теми же целями и результатами, во как!

Лишний раз есть смысл обратить внимание, что рядом с Лениным на трибуне не кто иной, как Радек, впоследствии убитый в русском концлагере по приказу Сталина, а отнюдь не сам Сталин; и вообще председателем исполкома Коминтерна был даже не Ленин, но Зиновьев (удостоверение Ленина как рядового члена Исполкома - за номером 14!). Вместе с тем о судьбах некоторых делегатов сообщается прямым текстом, о других же посетителям предлагают лишь догадываться по датам смерти, а у подавляющего числа русскоязычных большевиков и их союзников по Коминтерну, особенно что касается еврейских фамилией (даже скрытых за партийными или конспиративными псевдонимами) эти даты недвусмысленно совпадают, укладываясь в промежуток 1936-1941 год. Не нашел я на нынешней выставке упоминаний и того, что Клара Цеткин, помещенная художником на полотно, в действительности на конгрессе не присутствовала... Хотя умерла позднее в Подмосковье и была после кремации захоронена в Кремлевской стене - успела все-таки старушка в 1933-м, иначе не сносить бы ей спустя три-четыре года головы в гостях у православных... Другим не так повезло - долго прожили в основном "ренегаты", уже в 1920-е отошедшие от коммунистических идей, а то и переметнувшиеся в противоположный лагерь; верных же и твердых в борьбе "товарищей", включая иностранцев, бежавших в "новый мир" от "фашизма" и "капитализма", русские перестреляли и замучили насмерть прежде, чем вместе с единомышленниками-гитлеровцами напасть на Польшу и далее везде.

К основному полотну и его авторскому повторению меньших размеров и мультимедийно-интерактивного аттракциона-угадайки с портретной галереей примыкают витрины, где выставлены документы делегатов конгресса, удостоверения, мандаты, пропуска. Первое издание специально написанной к открытию конгресса Лениным брошюры "Детская болезнь левизны в коммунизме" (к типографскому экземпляру прилагается лист оригинальной ленинской рукописи). Кожаный портфель Ленина 1920 года - с делегатской золоченой эмблемой. Интереснейшая вещь - "сценарий к зрелищу" в день празднования Конгресса, открывавшегося в Петрограде во дворце Урицкого (бывшем Таврическом), после чего все делегаты спецпоездом переезжали для дальнейшей работы в Москву. "Зрелище" - это целая мистерия нового типа, от зарождения рабочего движения через расстрел коммунаров к апофеозу, основанию 3-го интернационала, разыгранная можно себе представить какими массами участников и с фейерверком в конце мероприятия. Кроме того, к открытию конгресса готовили большую "культурную программу", ставили спектакли - в частности, "Мистерию-буфф" Маяковского. Партитуру для духового оркестра "На праздник Коминтерна" создал Р.Глиэр.

Но выставка на самом деле против ожиданий интересна прежде всего, как ни удивительно, в чисто художественном плане, и уж конечно не эпическим полотном-"иконостасом" Бродского. Помимо Исаака Израилевича в экспозиции представлены работы Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского, Юрия Анненкова, Леонида Пастернака и других крупнейших художников эпохи. Некоторые вещи связаны с заявленной темой напрямую. К примеру, крупное полотно Кустодиева "Ночной праздник на Неве (Празднование 2-го конгресса 3-го интернационала в Петрограде, 1920)" - 1923 года - по колориту и композиции очень напоминает кустодиевскую более раннюю "Венецию". Или рисунки Добужинского для альбома "Деятели коммунистического интернационала", в том числе сделанный с натуры "В.Ленин на торжественном открытии 2-го конгресса Коминтерна", и два ленинских бюста (в том числе "Ленин пишущий") работы скульптора Н.Андреева 1920-х, тоже "с натуры", и зарисовки-портреты Ленина, сделанные Леонидом Пастернаком. Макеты башни 3-го интернационала Татлина и неосуществленного памятника Свердлову работы Веры Мухиной "Гений революции". Декоративные фарфоровые тарелки и шахматный набор по модели Натальи Данько "Красные и белые" (1925) - но раннесоветский агитфарфор я только что в промышленных количествах наблюдал в питерском филиале Эрмитажа:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3582134.html

А главное - чудом сохранившиеся всего в нескольких экземплярах листы из альбома Юрия Анненкова "Семнадцать портретов" - Зиновьев, Каменев, Троцкий, Радек, в авангардном, кубистском стиле выполненные, передающие не только характер героев, но и дух эпохи. Что характерно - эскизов Троцкого или Радека у Бродского не осталось, и надо полагать, их своевременно уничтожил от греха сам автор.

Произведения не столь, может быть, выдающихся художников, или выдающихся, но не имеющие прямого отношения к заявленной узкой теме, а передающие в целом настроение момента, тоже заслуживают внимания. Очень любопытно полотно Альмы Петрус "Красная стража" (1921). Раздел портретов, где Ахматова и Айседора Дункан (работы Анненкова) соседствуют с "Женщиной в красном платке" молодого Самохвалова (1925) и уморительным "Актером ТЮЗа М.Гипси с мишкой" (1924) кисти Шендерова, а ранний автопортрет Ряжского (1922) с "Портретом Дзержинского" (1923) Е.Кацмана. Полотно все того же И.И.Бродского "Ленин и манифестация" (1919) поражает прям-таки средневековым религиозным символизмом композиции: крупно дан Ильич на красной драпировке с письмом под рукой, а за драпировкой видно шествие мелких "простых" человечков. Обширна и отлично составлена подборка агитплакатов: "Навстречу мировому Октябрю", "Владыкой мира будет труд", "Три года пролетарской диктатуры". Особенно выразителен "Интернационал" Апсита, изображающий разрушение "золотого тельца". Вообще иудейская сакральная символика в большевистской агитации присутствует настолько ярко, органично - и до того эффективно работает! - что тема, кроме шуток, требует отдельного и строго научного исследования (см. также плакат "Десять заповедей пролетария"). А до чего чудесна и жалка "гидра капитала", которой штыками выкалывают глаза на плакате "Смерть мировому империализму!"

Ну и обязательно стоит выделить среди экспонатов художественного раздела выставки, графики Добужинского с зарисовками Петрограда периода "военного коммунизма", живописными беспризорниками Богородского (на одного такого я обратил внимание в Михайловском замке, в "Манеже" вывешены целых две картины из той же серии) и прочего малоизвестный, но довольно большой и совершенно замечательный цикл Вахрамеева "Типы и сцены Петрограда" 1917-1920: картинки, между прочим, из частного собрания, то есть нигде больше не увидишь, а они стоят того, все эти торгующая интеллигентка, гуляющий сразу с двумя барышнями матросик и остальные "унесенные ветром". А к документальной хронике, что крутится в закутках при входе на выставку, оптимально обратиться после ознакомления с основным ее содержанием: радостные толпы, сотни гостей, Ленин и Зиновьев, лето 1920 года, красная заря новой эры, хотя и в черно-белом изображении.

Собственно же концептуальная, историческая ценность, пусть вопреки кураторским устремлениям, состоит в том, что напоминает - обещанный "новый мир" так и не возник на обломках старого, напрасно Григорий Евсеевич Зиновьев/Апфельбаум ответственно заявлял о "шелесте крыльев победы" - победа ему с соратниками лишь послышалась, прошелестела и все икары революции один за другим сгинули в православном болоте: на каком основаньи можно было построить новый мир, если старый не был разрушен, лишь слегка завален обломками фасада, но быстро реставрировался. А счастье был так возможно, так близка к реализации возможность освободить бывшую Россию от русских и наконец-то обустроить на этой проклятой Богом земле действительно новую, человеческую жизнь!























Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments