Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Человек из будущего" реж. Роман Артемьев, 2016

"В новостях постоянно говорят о приближающемся конце света. И когда в конце рабочего дня продавщица супермаркета видит перед собой голого мужчину, утверждающего, что он прибыл из далекого будущего, ему надо переспать с этой продавщицей, ведь она должна родить спасителя человечества - девушка верит всем его словам".

По аннотации можно ожидать какого-то невъебенного трэша, но фильм Романа Артемьева - обычная халтурка, и даже в своем роде не самая позорная, что, конечно, сильно разочаровывает. Достаточно распространенный сюжет о "чудесном визите" - из мира ангелов, из будущего, с другой планеты и т.д.: является такой голый мужик или баба (а откуда им одежду взять при таких путешествиях?), странно выглядят, странно себя ведут, но внимание привлекают, у одних вызывают доброжелательный интерес и симпатию, у других ненависть и агрессию. Особенности "чудесного визита" в "Человеке из будущего" таковы, что в закрывающемся по случаю предстоящего падения на Землю "оторвавшегося куска Солнца" супермаркете перед дежурной продавщицей, сыгранной Сэсэг Хапсасовой, возникает голый мужик. Немолодой и весьма непривлекательной наружности, нарочито уродливый даже - пузатый, плешивый персонаж Александра Числова заявляет, что ученый, прибыл из будущего и рассчитал, что должен зачать "спасителя мира" с некой Гулей из Ташкента. Продавщица аккурат Гуля и сразу согласна "зачинать", но в процессе выясняется, что Гуля не та и номер супермаркета не совпадает с расчетами. Товарищ из будущего отправляется к другой Гуле, та то же из Ташкента, к тому же полнотелая блондинка (мама русская, папа татарин - уточняет она для проформы); правда, замужем - но муж Вася (его играет Иван Добронравов) уж ради спасения человечества должен потерпеть.

Наутро солнце встает как ни в чем не бывало и довольная собой, с чувством выполненного долга Гуля решает объявить о своей избранности миру с привлечением СМИ. Гуле с мужем уже и квартиру новую готовы выделить, как вдруг выясняется, что неказистый "ученый из будущего" в настоящем - захудалый школьный преподаватель физики. Опознает его по телерепортажу директриса школы, и надо же, не ошибается - Александр Викторович в самом деле школьный педагог, а учеными и человеком из будущего представился для пущей убедительности, не ради себя же старался, спасения планеты ради. Узнает приятеля и забулдыга, которого на привычных ужимках играет Александр Баширов - когда всеобщее поклонение сменяется на противоположные чувства и самозванца-"спасителя" объявляют в розыск, именно персонаж Баширова поможет ему спрятаться. Но неизвестно как у человечества, а у русских все должно быть хорошо: самозванная Гуля с мужем и уже почти взрослым сыном все-таки получат вожделенную квартиру, а "настоящая" Гуля-Хапсасова, зачавшая от Александра Викторовича и в срок родившая младенца, воссоединится со своим учителем, того заново примут на работу в школу и никакой апокалипсис этому народу не страшен.

Собственно, по-настоящему любопытна тут как раз специфика новорусского "откровения". Пока в голливудских блокбастерах бушуют "послезавтрашние" стихии, зомби и мутанты изничтожают остатки человечества, недобитые инопланетянами, смертоносными вирусами и корпоративным капитализмом, а изменения климата грозят подчистую испепелить все живое, на святой руси к концу света относятся философски. Что в "Отдать концы" Таисии Игуменцевой, что в "Человеке из будущего" Романа Артемьева, известие про скорую погибель никого особо не пугают, скорее воспринимаются как очередной повод для праздника посреди серых будней. Героиня Сэсег Хапсасовой в начале фильма отбывает свою трудовую вахту "до последнего посетителя" в супермаркете, зная, что "от Солнца оторвался кусок и летит к земли", но себе "оторваться" напоследок в компании грузчиков не позволяет. И что характерно - как в "Отдать концы", так и в "Человеке из будущего" катастрофа отменяется. Уж потому что "отмолили" православные или просто напрасны были страхи, но ничего ужасного не происходит. В связи с чем, может быть, есть смысл вспомнить "Жертвоприношение" Тарковского - номинально совсем другого сорта произведение, а по факту ведь пошлятина покруче нынешней, и по претенциозности, и по занудству; пафос, между тем, их объединяет универсальный, только у Тарковского он все же носит экзистеницальный характер (да и то лишь потому, полагаю, что "Жертвоприношение" снималось уже за границей), а у местных умельцев в большей степени этно-культурный, укорененный в сугубо русских реалиях. Можно ли испугать апокалиптическим пророчеством и новостями о конце света того, кто жизнь живет в этой стране и каждый день наблюдает такой "конец света", что Иоанну Богослову в кошмарах не привиделся бы? А нечего бояться - так не о чем и печалиться; но тогда и в "конце" смысла нет, вот жизнь и продолжается, если это жизнь, конечно - супермаркеты торгуют, школы учат физике, младенцы лезут на свет.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments