Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Стравинский в "Новой опере": "Вавилон" и "Весна священная"

135 лет со дня рождения - дата не самая круглая, но для такого театрально-концертного вечера - в самый раз. Первое отделение "Вавилон" на самом деле скомпоновали из трех самостоятельных симфоническо-хоровых опусов Стравинского, среди которых собственно кантата "Вавилон", давшая название композиции - самый короткий, написанный в 1944 году на текст первой книги Моисеевой. В рассказе о божьем наказании за строительство пресловутой башни глас Божий отдан мужскому хору, а повествование ведется рассказчиком-декламатором, который здесь несколько переусердствовал с драматическим пафосом. Наиболее объемное из трех произведений - "Threni" («Плач пророка Иеремии») на латинский текст из Ветхого Завета (1958), оно же самое масштабное у позднего Стравинского и неожиданное в том смысле, что на старости лет Стравинский подался в "сериализм", который до этого отвергал. После строгого и аскетичного "плача" даже "Заупокойные песнопения" (Requiem Canticles) на латинские канонические тексты (1966), фактически последнее сочинение Стравинского, прозвучали более эмоционально. За пультом оркестра "Новой оперы" в первом отделении стоял Андрей Лебедев, хотя в первую очередь надо отдать должное солистам и хору, на которых легла основная нагрузка. Попытка режиссера Алексея Вэйро театрализовать концертное исполнение за счет смены диспозиций хористов и солистов, их переходов в паузы между тремя опусами, мне показалось не то что неудачной, а попросту ненужной и вредной - паузы легко можно было обозначить без затей, певцы движениями с отрешенным видом в длинных балахонах "из подбора" смахивали на зомбированных сектантов, и хорошо еще это все не сказалось на качестве вокальной, главной в данных случаях составляющей, но общее впечатление, особенно затянувшийся выход в начале и переход между "Вавилоном" и "Плачем Иеремии", малость подпортило; режиссура должна быть или более концептуальной, содержательной, или уж от игр с движением и светом следует отказаться вовсе.

Вторым отделением шла "Весна священная" от "Балета "Москва" в постановке Режиса Обадиа, который на обычных представлениях "Москвы" исполняется под фонограмму, а здесь по случаю "даты" Стравинского танцевали под "живой" оркестр, дирижировал Валерий Крицков. Оркестранты молодцы, с танцовщиками сложнее, а еще сложнее с хореографом. Режис Обадиа прежде ставил в Москве регулярно, сейчас, кажется, гораздо реже, но так или иначе он тут многим знаком, и мне его работы запомнились куда более яркими и оригинальными, чем нынешняя "Весна священная". Пластика мало того что банальная, так еще и какая-то вымученная, нет в ней ни секса, ни страха - а какой тогда смысл браться за "Весну священную" после Бежара и Бауш? Мальчики сняли с девочек красные сарафанчики - девочки тут же натянули их обратно, сняли - натянули... жуть как увлекательно. Да что там Бауш, что Бежар, или хотя бы Саша Вальц с Патриком де Бана, когда виденный мной в свое время дипломный спектакль "Школы-студии МХАТ" под общим названием "Стравинский. Игры", где Алла Сигалова объединила "Весну" со "Свадебкой", был намного выразительнее, да и исполнен качественнее, при том что там выступали драматические актеры-студенты, а здесь пусть и не первосортные, но все же профессиональные балетные танцовщики! С другой стороны, сам Обадиа когда-то ставил пластического "Идиота" в РАМТе с Денисом Баландиным в роли танцующего Мышкина - и это тоже смотрелось не в пример эффектнее. Кстати, сигаловские "Игры" строились на конфликте протагониста с кордебалетом, и "главную партию" в них режиссер-педагог доверила Казимиру Лиске - еще и поэтому нельзя было сейчас не вспомнить про тот спектакль. В "Весне священной" Обадиа, даром что фоном служит (подобно багановской версии в Большом, да и вообще, сейчас это воспринимается как общее место) стенка некоего резервуара со скобами-выступами, есть обреченная на ритуальное совокупление главная пара и есть небольшие женские и мужские труппы, к концу тоже попарно разбивающиеся и зависающие на выступах задника. Главная пара - бородач и рыжеволосая - выделяются из ансамбля внешне и по "сюжету", но не уровнем подготовки, не чистотой танца как такового, двигаются очень "приблизительно", без настоящей энергии, эмоции выдавливают из себя будто через силу, а весь накал так и остался в оркестре, на сцену не выплеснулся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments