Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Огнев и его огни: "Сегодня 2016" К.Фокина на Новой сцене Александринского театра, реж. Валерий Фокин

Последний вечер в Петербурге - и первое посещение Новой сцены Александринки. Если воспринимать увиденное как презентацию технических возможностей сцены - все просто супер: кресла под жопой трясутся, над головой летают и жужжат дроны, опускаются лестницы, поднимаются решетки, публика рассаживается на двух уровнях, сцена тоже ходит ходуном, на экране беспрестанно сменяются видеоинсталляции, а в подсвеченной колбе зачем-то корячится народный артист, лауреат госпремий и масок Семак. Когда он корячится у своего родного Додина без дополнительных техприспособлений - тоже удовольствие на любителя, но тут он невыносим совершенно. А ведь в спектакле есть еще и сюжет, и текст! Автор текста - сын режиссера и худрука Александринки. Кириллу Фокину тогда было 19, а по ощущениям от текста - скорее 9, или, если 19, то можно заподозрить, что начинающий литератор - второгодник в школе для умственно отсталых. Петр Семак в подсвеченной колбе играет американского психолога из эмигрантской семьи, который спустя десятилетия возвращается в Петербург по важному заданию. Владимир Огнев - специалист по "огням", как на земле немногие посвященные, ученые и главы правительств, называют инопланетян, прилетевших поделиться с землянами знаниями, умениями и навыками. Взамен инопланетяне требует от земляк покончить с ядерным оружием. По этому поводу в Петербурге собираются генсек ООН с Ангелой Меркель, Бараком Обамой и, конечно, под председательством Путина. Путин ведет их прямиком в Эрмитаж, где и происходит судьбоносный "контакт первого уровня" с пришельцами. После чего главы правительств единодушно отказываются от разоружения, напротив, планируют по "огням" ударить ядерными ракетами, причем такой план на всякий пожарный, оказывается, разработан заранее. Огнева же, который протестует, помещают с изолятор, тот самый стеклянный куб под электротоком. Оттуда он телепатически обращается к инопланетянам с просьбой не уничтожать неразумных землян, пощадить их... До этого еще рассказывалась предыстория неудачной семейной жизни Огнева, гибель ребенка, разрыв с женой... - в общем, у русского, даром что эмигрант, повышенная ответственность за судьбу мира. Благие намерения автора (про режиссера молчу - как не порадеть родному человечку) разбиваются о полное отсутствие профессионализма, вкуса, таланта, фантазии, наконец - Фокина-младшего можно было бы обвинить в плагиате, не будь его писанина столь беспомощна и откровенно вторична. Между тем при ее сценическом воплощении задействована тяжелая артиллерия, тут постарались и хореограф Варнава (у Огнева, прям как у Арто, есть двойник, повторяющий, копирующий движения героя), и сценограф Рощин (этому не впервой сажать зрителя в клетку - такое уже было на спектакле "Бох" в его подвале на Сретенском бульваре сколько-то лет назад). Но питерских интеллигентов клетка не остановит - дед с бабкой все-таки несмотря на строгий дозор девушек-капельдинерш настойчиво выползли со своих вибрирующих мест и покинули зал, где отец и сын Фокины готовы были предложить им Откровение, научить, как надо жить, что такое человек, какова мера его ответственности перед собой, будущими поколениями и космосом. Остальные тряслись на креслах, разглядывали летающих дронов, пялились в никчемные мониторы над головами и наблюдали за мультиком с участием Путина, Меркель Пан Ги Муна и устаревшего за год, уже не "сегодняшнего" Обамы, будто в цирке.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments