Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Барышня и хулиган" хор.Константин Боярский; "Лениградская симфония" хор.Игорь Бельский в Мариинском

Балетный диптих на музыку Шостаковича сложился, кажется, в значительной степени случайно, по крайней мере вечером того же дня "Ленинградская симфония" шла в комплекте с "Симфонией До мажор" Баланчина на музыку Бизе, а это уже совсем другой "суповой набор" получается. В вечерном составе "Ленинградской симфонии", кстати, танцевали Кондаурова с Шкляровым, что я вообще себе с трудом представляю; в нашем утреннем - Осмолкина с Зюзиным, ну тоже как бы "неплохой состав", но меня заинтересовало другое. Обе постановки - отрыжка "драмбалета", в "Ленинградской симфонии" больше пафоса, монументализма; в "Барышне и хулигане" хотя бы есть место юмору, хотя в обеих историях герой к финалу погибает, а героиня его оплакивает.

При том что в "Барышне и хулигане" тоже почти нечего танцевать, там неплохо проявил себя Давид Залеев в партии Хулигана, пускай образ из балетной версии и лишен колоритности кинематографического прототипа (в исполнении Владимира Маяковского!), а такой обыкновенный, штампованный танцевальный мальчиш-плохиш в картузе, готовый под влиянием новой знакомой (Светлана Иванова) "перековаться", но зарезанный вожаком банды. Дань супрематизму проявляется в орнаменте костюмов третьестепенных персонажей да в дизайне фотослайдов на морщинистом заднике, в хореографии - совсем нет, неоклассические движения, девочки на пуантах... В "Ленинградской симфонии" пафос еще и статичный, женщины порой страдают вовсе неподвижно, застыв как памятники, ну герой-физкультурник, конечно, прежде чем сгинуть в этой оптимистической трагедии, успевает посражаться с "немцами" в коричневых трико и рогатых шлемах (пошлятина даже для своего времени, надо думать, жуткая, а сегодня еще и нестерпимо архаичная).

Но так или иначе из "Ленинградской симфонии" следует, что пока на землю русскую и, в частности, под Ленинград не ступили коричневые "дартвейдеры", жизнь местной спортивной молодежи протекала в эмпиреях под сенью адмиралтейского шпиля; тогда как в предвоенном по времени действия "Барышне и хулигане" картина отнюдь не столь благостная, и непонятно при таком сочетании, когда же герои второго балета могли бы счастливы, если до конца 1920-х годов им мешали пережитки и бандитизм, а в начале 1940-х уже война? Получается, счастливым временем стали для них 1930-е... ну остается только порадоваться задним числом за советскую молодежь. Чему, правда, сильно мешал, особенно в "симфонии", нестройный оркестр под управлением Бориса Грузина, да и сама музыка Шостаковича (первая часть симфонии), по своей драматургии плохо подходящая для столь "простодушного", мягко говоря, либретто. В "Барышне и хулигане" по крайности надерганы эпизоды из запрещенных балетов Шостаковича, "Светлого ручья" и "Золотого века", и приспособлены к сюжету, заимствованному из немого кино, там заведомо не предусмотрена целостность музыкальной композиции, а Шостакович невольно (при том что не посмертно, ведь премьера спектакля состоялась при жизни автора, в 1962-м) выступает в привычной ему по молодости функции "тапера". Сам не верю, но честное слово - сорокалетней давности "Золотой век" Григоровича и то свежее смотрится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments