Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Город. Гоголь. Женитьба" Н.Гоголя в театре им. Ленсовета, реж. Юрий Бутусов

Живешь-живешь, да такая наконец скверность становится... Про "Женитьбу" питерская критика (и даже "антикритика" в первую очередь) писала: "спектакль, прекрасный во всех отношениях". А для поколения поклонников Бутусова, которые выросли на "Чайке", ну или, в Питере, на "Макбете" с "Тремя сестрами", "Женитьба" должна казаться каким-то "другим Бутусовым". На самом деле, как мне видится, Бутусов здесь не "другой", но при использовании приемов, наработанных в "зрелый" (скажу так) период, начиная с сатириконовского "Макбетта" и далее - а именно: деструкция и перекомпоновка исходного материала, вставки в пьесу из других текстов, необязательно Гоголя, вокальные номера, пластическая эксцентрика и т.д. - режиссер в "Женитьбе" отчасти словно возвращается к тому типу театра, которым занимался лет пятнадцать назад, с которым, собственно, и ворвался как яркое, самодостаточное явление в русскоязычное театральное пространство, а вместе с ним и актеры Хабенский, Пореченков, еще целый ряд. Вместе с тем уже в первых сценах, когда за столом, "соображая на троих", незадачливые женихи Анучкин, Яичница и Жевакин в ожидании "смотрит" коротают время за куплетами советских эстрадных песен, а ведьмочка-сваха Фекла Ивановна разбрасывает зерна, приманивая голубей, у меня возникла пока еще смутная ассоциация с "Маскарадом" Туминаса, так что при включении во втором действии фонограммы вальса Хачатуряна для меня как-то окончательно все сложилось.

До сих пор только раз видел на сцене заслуженную артисту Анну Ковальчук - в не самой показательной роли Наташи из бутусовских "Трех сестер", то есть считай вообще не видел, телепроекты с ее участием не интересуют, а в большинстве спектаклей театра Ленсовета, доезжавших до Москвы, она не занята. В "Женитьбе" Ковальчук играет Агафью Тихоновну, вполне органично существуя в бутусовской эстетике наряду с блестящим Сергеем Перегудовым-Кочкаревым, тонким и сдержанным Олегом Федоровым-Подколесиным, "ансамблем солистов"-женихов Сергеем Мигицко-Яичницей, Евгением Филатовым-Анучкиным, Александром Новиковым-Жевакиным. Мигицко меня поражает - вроде бы другого совсем поколения артист, но легко входит в любой рисунок, в "Дяде Ване" и в "Женитьбе" его персонажи доведены до карикатуры, но при этом абсолютно разные, то есть буквально разные лица, актеру это замечательно удается. Но при всем том спектакль Бутусова - все равно спектакль Бутусова. И варьируя одни и те же фрагменты пьесы с разными действующими лицами и исполнителями, превращая тетку невесты Арину Пантелеймоновну (феерическая Евгения Евстигнеева) чуть ли не в "сестру" и почти в "двойника" Агафьи Тихоновны, вкладывая в уста персонажей "Женитьбы" фрагменты из "Идиота" и "Евгения Онегина", не говоря уже о "Невском проспекте" или "Записках сумасшедшего", а за одно и цветаевское "Мы с вами разные, как суша и вода...", Бутусов, конечно, строит свой мир "Женитьбы", свой "Город".

Это город Петербург, узнаваемый по ряженым Петру и Екатерине, с которыми фотографируются туристы, по непредсказуемой погоде, когда то дождь, то снег, и при непрерывном ветре, сметающем с ног (с непривычки очень тяжело), мерцающий отражениями - все обман, все мечта, все не то, чем кажется. И Подколесин здесь прыгает через окно... в полу (забавно, кстати, что Хлестаков, которого Олег Федоров играет в "Ревизоре" Сергея Федотова, совсем иной стилистики спектакле, выпрыгивает из дома городничего... через окно). А кроватные решетки становятся кладбищенскими оградками - вот такая "Женитьба": четыре свадьбы и одни похороны. Кроватные же пружины превращаются в разводной мост. Такой Бутусов особенно интересен именно сегодня - после "Чайки" и "Отелло", после "Макбет. Кино" и "Дяди Вани".

Экзистенциальным напряжением "Город. Гоголь. Женитьба" вызывает в памяти "Годо" и "Калигулу", что ностальгически приятно, но лично для меня "Женитьба" не то что "простовата", а все же слишком "рациональна". Сила театра Бутусова - в иррациональности, ассоциативности, стихийности. В "Женитьбе" же отдельные концептуальные решения, касается это и драматургической композиции с ее цитатностью, и мизансценических находок (например, Кочкарев "вытесняет" Подколесина с табуретки, вынуждая его пересесть поближе к Агафье Тихоновне, а затем ногой пододвигает, подталкивает "жениха" к "невесте") на мой вкус - и применительно именно к Бутусову - чересчур "объяснимы". Часы тикают, сыплется песок.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments