Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

1000 лет на 25-м этаже

Конкретика и символика образа города в песне группы "Корни" "25 этаж" в контексте культурно-мифологической антиномии Москва-Петербург/Ленинград в русской поп-лирике



В контексте описанной на уровне противопоставления конкретных пространственно-временных характеристик антиномичности мифологических образов Петербурга и Москвы в русской (советской) поп-лирике

(см. http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/261123.html?nc=11)

интересным и до некоторой степени универсальным предстает воплощение образа Москвы в новой песне группы "Корни".

О чем идет речь, понятно с первых слов:

Привет тебе, мой Третий Рим,
Твой одинокий пилигрим
Вернулся в город детсва в поисках огня
На перекрестках всех времен
Июньским ветром окрылен
Дождями летними встречай, встречай меня
Кто за три моря уходил
Тому вернуться хватит сил...

Второй куплет открывается важной для оценки характера городской мифологии в песне "25 этаж" строкой: "Не спят каналы и мосты".
Каналы и мосты - образ универсальной как для петербургской, так и для московской мифологической парадигмы. Для петербургской - в несколько большей степени. Тем более важно в песне "25 этаж" противопоставление вечно сонных каналов и разведенных мостов Петербурга "неспящим" каналам и мостам Москвы. Другая характерная деталь московского локуса - бульвар. В данном случае бульвар "летит по воздуху", касаясь облаков.

В этом контексте городской мифологии находится место всем стихиям (огню, в поисках которого герой возвращается в город детства, воде, которая летними дождями омывает, очищает с героя-пилигрима дорожную грязь, воздуху, в котором существует - летит - описанный город) - кроме земли. В лирическом контексте песни пространство города существует в состоянии непрекращающегося полета. А сам образ города воплощает сакральный архетип Небесного града, Третьего Рима, куда в надежде обрести вечное блаженство стекаются паломники-пилигримы. В то же время лирический герой не просто приходит в город - он возвращается в город детства - этот мотив подчеркивается в первом куплете неоднократно. Он из тех "кто за три моря уходил" (прямы параллели с хрестоматийным произведением древнерусской литературы "Хождение за три моря" Афанасия Никитина) Сакральное число "три": Третий рим, три моря... Теперь он возвращается к истокам. История современного молодого героя проецируется на вневременные сказочно-мифологические модели. Отсюда основным мотивом лирического сюжета песни, при всей конкретизации пространства, становится мотив полета. Мотив этот развивается в горизонтальной плоскости по отношению к в внешнему пространству города ("в золотистом свете фар плывет по воздуху бульвар, касаясь облаков едва-едва") и в вертикальной по отношению к внутреннему пространству героя ("а моя любовь живет на 25-м этаже, а моя душа летит к твоей душе")

Этот город не только не враждебен, не холоден, - он рад герою, он встречает его солнечным теплом и летним дождем. В этом парящем над землей городе и сам герой вновь обретает способность летать.

(Ср. характеристики образа города в творчестве групп "Браво" и "Любэ":
http://www.livejournal.com/users/_arlekin_/253263.html?nc=29
В "25 этаже" московские метафоры поэтического мира песен "Браво" с ностальгическими приметами городского быта из песен "Любэ", поскольку при всем символизме лирического пространства "25 этажа" оно наполнено конкретными деталями и характеристиками - словесными, звуковыми, цветовыми, звуковыми, температурными, вкусовыми, воспринимаемыми практически всеми органами чувств, вплоть до осязания, вкуса ("а солнце льет лимонный сок и тает сахарный песок", "и полуночные цветы волшебным запахом наполнят все слова", "бензином город весь пропах и мятным снегом на губах растает сказка о любви и эти дни")

Вектор времени в песне - от раннего солнечного летнего вечера с коротким июльским дождем (в первом куплете) к теплой, расцвеченной огнями города, отраженными в лужах, летней ночи. Вектор пространства - снизу вверх, к 25-му этажу, и далее, к облакам, к звездам. Через мотив полета души к душе происходит соединение, взаимопроникновение нижнего, земного мира конкретных вещей с миром небесным, волшебно сказочным: солнце льет лимонный сок; полуночные цветы волебным запахом наполнят все слова; плывет по воздуху бульвар, касаясь сонных облаков; стекают звезды по щекам...
Номер этажа, вынесенный в название песни, в этом контексте также подчеркнуто важен.
Стандартное количество этажей в жилых высотках - 16, 18, 24... 25-й этаж - условная формула бесконечной высоты, из того же нумерологического ряда, что пугачевская "тысяча лет" как формула бесконечного счастья. 25-й этаж - это где-то на уровне "седьмого неба", символическое выражение бесконечно далекого, но конкретно исчисленного и поэтому кажущегося возможным счастья.

КСТАТИ
На каждом из четырех дисков "Дневников" индивидуальные версии песни "25 этаж" радикально разнятся.
У Артемьева она сделана как красивая ретро-баллада с солирующей фортепианной партией в аккомпанементе;
Бердников, в свойственной ему манере, сотворил нечто невразумительное, бестолково намешав элементы разных стилей аранжировки и исполнения, с преобладанием клубно-ресторанной манеры;
Кабановское техно (с вкраплением женского вокала), пожалуй, получше сделано, но лично мне еще менее близко, чем бердниковская цыганщина;
мне, конечно, больше нравится умеренно-электронный ремикс Асташенка, где текст запева проговаривается речитативом с придыханиями, а от припева оставлена только первая строка.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments