Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

оркестр филармонии СПб, дир. Юрий Темиракнов в БЗК: Сибелиус, Равель (фестиваль Ростроповича)

Фестиваль Ростроповича открылся сколь торжественно, подобающе статусу, столь же и непомпезно, с минимальным официозом перед первым отделением (долгим речам в день 90-летия Ростроповича предпочли короткометражный фильм, ему посвященный, при участии Зубина Меты, Сейджо Озавы, ну и Темирканова опять же), зато с вручением перед вторым отделением Темирканову звания вкупе с соответствующим дипломом и мантией почетного профессора МГК - памятуя, помимо прочего, о его прошлогоднем, действительно очень знаковым, да и в чисто музыкальном отношении событийном выступлении с консерваторским оркестром:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3302433.html

Теперь Темирканов, что более привычно, выступал с собственным петербургским коллективом, и во всем также без сюрпризов, относиться к чему можно по-разному. Темиркановский высшей пробы академизм - явление в своем роде уникальное, а после, к примеру, цыганского цирка с медведями от Теодора Курентзиса на той же консерваторской площадке еще и приятно умиротворяющее; но Юрий Хатуевич, в отличие хотя бы от мэтров одного с ним поколения (а и Геннадий Рождественский в последние годы, прежде чем стал отменять намеченные выступления, и порой Владимир Федосеев до сих пор, к колебаниям почвы склонны прислушиваться, входить с ними в резонанс; про Плетнева или династию Юровских говорить нечего) давно уже существует в собственном времени, ритме, режиме, и ни мелочная суета текущего момента, ни важные и заслуживающие внимания явления не достигают его в горних высях. Человек явно в ладу с собой, с космосом и с любой партитурой, которую он выбрал для исполнения - о чем ему беспокоиться?

Программа тоже очевидно отработанная. В первом отделении - мрачноватая, несмотря на итоговый мажор, 2-я симфония Сибелиуса, нечасто, но иногда в концертах звучащая - при том что за исключением финала не слишком выигрышная, моментами откровенно скучная. Несколько лет назад ее исполнял редко (реже Темирканова!) выступающий сейчас в Москве дирижер Андрей Борейко с ГАСО - не слишком удачно:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3048239.html

Темирканов, безусловно, великий маэстро, но даже во второй части симфонии, где можно было бы поискать загадок, представил музыку Сибелиуса ровно, сдержанно, уверенно, как спокойный и инертный поток, без ярких драматических кульминаций, без умираний и воскресаний - без откровений, в общем; по-своему очень здорово, хотя и не совсем то, чего лично я жду от концертов. Темирканову, видимо, неинтересно открывать в партитурах известных и не очень что-то неведомое, исследовательский пыл ему как дирижеру более не присущ, удивить других и удивляться сам он не спешит - в чем тоже, конечно, обнаруживается определенное достоинство живого гения, но не хватает творческого энтузиазма. Темиркановский оркестр - экстра-класса коллектив, звучит при всей многокрасочности как единый инструмент, но лучший ли это вариант для того же Сибелиуса - можно обсуждать отдельно.

Наиболее любопытным разделом концерта, как ни странно, оказался цикл из пяти детских пьес Равеля "Моя матушка гусыня", обычно - при том что нередко - звучащий в детских утренниках при соответствующем уровне исполнения, и рафинированный академизм Темирканова применительно к такому материалу пришелся весьма кстати. Что касается равелевского "Вальса", то надо признать, что и куда более скромных уровней оркестры зачастую способны довести этой музыкой до мурашек, Темирканов же, насколько я понимаю, и не ставил себе задачи добиться подобного эффекта. Я не заметил особого, принципиального контраста между благостным началом и катастрофическим финалом поэмы, завершилась она не апокалиптической картиной, но триумфом гармонии. В мире, где существует отдельно от окружающей действительности Темирканов, надо полагать, нет места сомнениям в гармонии, как нет и ощущения, что в космосе что-то непоправимо сломалось - потому и кружение вальса, чуть завихряясь, продолжается неизменно, развивается победно, даже пафосно. Что меня слегка удивляет, если не коробит - но Темирканов так чувствует, и нет повода подозревать, что он лукавит. Вот и на бис, тоже как бы в качестве приятного напоминания о прошлогоднем прокофьевском концерте в БЗК, сыграл Аморозо из "Золушки".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments