Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Бах, Шнитке, Курбатов в БЗК: оркестр МГК, дир. А.Левин, сол. М.Воскресенский, Ю.Фаворин, М.Турпанов

Поезд остановился в перегоне, и к началу концерта мне пришлось бежать из последних сил, а ужас усиливало то обстоятельство, что программу, оказывается, с чего-то решили открыть Шнитке, и пропустить Шнитке было бы обиднее всего. Добежал я кое-как вовремя, ничего не пропустил, но звездочки перед глазами и без всякого Шнитке кружились. Фаворин с Воскресенским играли его Концерт для фортепиано в четыре руки - довольно редко исполняемый в сравнении с концертом Шнитке для фортепиано и струнных, за который с чего-то вдруг сейчас повально хватаются многие пианисты вплоть до Мацуева. В последнее время я приспособился важные для себя вещи, такие как этот Концерт в четыре руки, слушать в записи прежде, чем отправиться на концерт, тем более что недавно присутствовал на вечере, где Воскресенский играл Танеева и это было... ну сомнительно, мягко говоря. А дуэт с Фавориным против всех предубеждений вполне неплохо удался, Воскресенский не выпячивал себя, сдерживался, Фаворин вообще молодец, ну и сама музыка задала вечеру особый тон. В партии, которая досталась Фаворину, посреди общего потока возникает у солирующего фортепиано тема, построенная на тональном арпеджио, и звучит прям-таки адским соблазном, до того хочется верить, что эта мелодическо-гармоническая "красота" - божественной, а не дьявольской природы; и затем поневоле начинаешь ждать ее возвращения, а повторяется она ближе к концу совсем уж инфернально... и Фаворину удалось это передать.

Вечер посвящался дню рождения Рихтера, а Рихтер, насколько я могу судить по известным мне сведениям его биографии, помимо божьего дара и прочих иррациональных черт был в первую очередь большой труженик, вот и посвященную ему программу отыграли в рабочем порядке, без пафосного словоблудия и целования портретов; а также без долгих перестановок инструментов по ходу концерта, экономя свое и чужое время, пусть и за счет, вероятно, некоторых неудобств (для самих музыкантов прежде всего). Зато уж произведения подобрали... Вслед за Шнитке в первом отделении шел концерт Баха для трех клавиров, струнных и basso continuo До мажор, играли Сергей Кудряков, Михаил Турпанов и Нгуен Ким Нган. Последнюю мне было хуже всего слышно и лучше всего видно, благо нарядилась она в канареечного цвета платьице, больше подходящее для выступления с этно-инструментом, а играла по-ученически, словно музыкальная шкатулка, хотя и чистенько, аккуратненько; исполнение Кудрякова показалось мне небрежным, а партия Турпанова, которого совершенно не видел за инструментом, но слышал лучше остальных, прозвучала наиболее внятно. Во втором отделении тот же состав солистов с присоединившимся профессором Воскресенским (все участники - его ученики) отлично сыграли лаконичный и совершенно изумительный концерт Баха для четырех клавиров. И наступила очередь премьеры.

Концерт для четырех фортепиано с оркестром Алексей Курбатов посвятил Михаилу Воскресенскому. А посвяти он его лет тридцать назад юбилею Великого Октября - получил бы Ленинскую премию, пусть и какой-нибудь третьей степени: благонамеренный академизм позднесоветского розлива. За одним из роялей - автор, за вторым - адресат посвящения, за оставшимися - Фаворин и Турпанов. У Курбатова есть свои почитатели, и среди профессионалов, и в массах - почему нет, когда композитор ловко "мимикрирует" под самые разные манеры - хочешь под Рахманинова, а хочешь под Прокофьева, или Шостаковича, или Щедрина. На выходе получается нечто приятненькое, ненапряжное, как будто даже узнаваемое. Вот и в концерте для четырех ф-но по-прокофьевски жесткая ритмическая структура и ясная композиционная конструкция "залита" сладкими симфоническими соплями в романтическом духе - все довольны, хорошая музыка, громко играет, можно притопывать в такт. Удивляюсь я, как относительно молодому композитору (а Курбатов меня моложе) в 21-м веке самому не скучно производить на свет подобный продукт - на мой вкус даже не мусор (потому что всякий мусор имеет какой-никакой вес), а просто пыль. С другой стороны, в контексте "рихтеровского" вечера нужна и классика-классика, и "классика" из недавней современности, как Шнитке, и что-нибудь совсем свежее - тут Курбатов сгодится не хуже прочих. Потому что не торжественное же мероприятие "для галочки", а продолжается "рутинная" - в правильном смысле - консерваторская работа.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments