Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Не плачь, девчонка" реж. Евгений Шерстобитов, 1976

Добродушная старушка в белом халате ласковым взглядом провожает одного за другим полуголых красавцев-парней с вердиктом "годен", но хмурится, увидев перед собой тонкоголосого голубоглазого блондина - Андрей Воробей уже не впервые пришел в военкомат, чтоб проситься в армию, но с вегето-сосудистой дистонией его брать не хотят, а без армии ему не жить: мало того, что сам рвется в службу, так еще и дед невесты Светланы, ветеран-фронтовик, не воспринимает как мужчину того, кто не был в армии. "Вы когда-нибудь любили?" - томно обращается Воробей к добродушной старушке, но все зря, закон есть закон, и несмотря на все уговоры в призыве Воробью отказано. Делать нечего - притворившись, будто направляется в часть, Воробей по совету все той же доброй бабули из военкомата (рекомендовавшей для поправки здоровья морской воздух и физический труд - тогда, может, и возьмут в армию...) едет к Черному морю устраиваться рыболовом. Уже в поезде, едва взяв в руки аккордеон, Воробей проявляет такой талант, что девушки пускаются в пляс с платочками прямо по проходу плацкартного вагона. И первый же попутчик, оказавшийся директором сельского дома культуры Дудкой, Василием Дудкой, приглашает его к себе, потому что "дом есть, а культуры нет". Но уже обиженный отказом в призыве, соглашаться на работу в клубе Воробей не желает, он хочет в совхоз. Благо другой попутчик оказался как раз работником рыболовецкого совхоза. Туда и выдвигается Воробей, туда и будет ему, заранее заготовив конвертов на два года вперед, писать письма вместо полевой почты "до востребования" невеста Светлана.

Я не случайно выловил этот фильм в телеэфире - его кстати, не показывают, к сожалению, по крайней мере мне до сих пор ни разу не попадался. Наоборот, пришлось просить, чтоб нашли в интернете и скачали на флэшку, потому что посмотреть его я хотел целенаправленно. Весь мир (и судя по фейсбучным фото в обнимку с коалами и утконосами это даже не метафорическое преувеличение, но реальность, данная в ощущениях) недавно открыл для себя киноактрису Наталью Павленкову - сначала с "Классом коррекции", а теперь с "Зоологией" она бороздит просторы земного шара благодаря всевозможным фестивалям, успевая попутно еще в двух театрах играть и в театральном институте преподавать. Хотя в театре я Наташу задолго до нашего знакомства видел не раз - но тоже не сказать чтоб в каких-то значительных и запоминающихся ролях. В кино - если и видел, то не обращал внимания, нынче у любого театрального студента фильмография длиннее, чем у Павленковой, она не снималась годами. Между тем киношный стаж Наташи, как оказалось при более пристальном рассмотрении - более сорока лет, и дебютировала она в фильме студии им. А.Довженко "Не плачь, девчонка" режиссера Евгения Шерстобитова в 1976 году.

Но и здесь Павленкова возникает на экране далеко не сразу. Первый кадр с ее участием являет образ девчонки-пацанки (позднее ее и в самом деле примет за парня), в кожаной куртке на молнии и с шлемом, ремонтирующей при дороге мопед - персонаж будто выпрыгнувший из американских "независимых" лент того периода вроде "Беспечного ездока" или "Забриски Пойнт". Саша Чайка, однако - не какая-нибудь отвязная неформалка, а правильная советская девушка, девятиклассница-активистка, дочь погибшего рыбака и руководительницы совхоза, добровольная участница учений "гражданской обороны". В совхозе ее мамы Воробей проводит год, все это время посылает в Киев невесте и ее родне письма, фотографии уже в сержантской форме, а также записи своих песен на кассетах. И все это время уже перешедшая в десятый класс Чайка любит Воробья безответно, носит на почту его письма к невесте. А Светлана, расчувствовавшись от присланной Воробьем песни на кассете, решает отправиться к любимому. Дед не отпускает ее одну и едет с ней, запасшись на дорогу пепси-колой. Чтоб не ударить в грязь лицом, ради Воробья и его репутации Чайка с друзьями, включая и влюбленного в нее так же безответно, как она в Воробья, местного рыбака, организует целую войсковую операцию "прикрытия" с привлечением как приятеля-мальчишки (отказывается за глоток киевской пепси-колы показывать приезжим дорогу к воинской части, подозревая в них шпионов, но при виде увешанного орденами пиджака "полного кавалера" для виду умягчается сердцем и трижды водит старика с внучкой кругами, по-сусанински запутывая следы, оттягивая сроки), так и настоящей армейской части, расквартированной близ совхоза. Пока Светлана с Воробьем любезничают под шелест черноморских волн, деда-ветерана возят на экскурсию в часть, на выступление перед солдатами - но старого солдата не обмануть и он обо всем догадывается.

Казалось бы, дело Воробья безнадежно, а, с другой стороны, есть же Чайка... И по всякой драматургической логике следовало предположить, что потеряв Светлану, Воробей найдет Чайку и будет с ней счастлив - но это голливудские мелодрамы можно упрекнуть в предсказуемости развития сюжета, а "Не плачь, девчонка" непредсказуема абсолютно. И мне бы даже в голову не пришел такой поворот: армия участвует в ликвидации последствий лесных пожаров, грозящих уничтожить совхозные виноградники, Воробей проявляет личный героизм, попутно повышая энтузиазм товарищей своими песнями под аккордеон - и получает от прибывшего руководить тушением пожаров генерал-полковника двойной подарок: Воробья награждают часами, а впридачу, за особые заслуги и по специальному обращению генерал-полковника к министру обороны - призывной повесткой. Мечта Воробья наконец-то сбылась и после года в совхозе он все-таки отправляется служить в армию, говоря невесте Светлане: "Не плачь, два года всего, еще два года". Конец фильма.

Всем хорош фильм студии Довженко, кроме того, что линия Саши Чайки, героини Натальи Павленковой, неожиданно смазалась: влюбленному рыбаку Чайка взаимностью не отвечает, Воробей мало того что верен невесте, так еще и на два года уходит в армию, и только вдовствующая мама утешает девушку душевными песнями. Павленкова в роли Чайки на удивление узнаваема (хотя хвостики у нее здесь только на голове), и чертами лица, но еще в большей степени интонациями - голос, конечно, изменился, да я и не различаю тембры, а вот характерный легкий нажим, чуть более стандартного прикрытые гласные переднего ряда - это все осталось по всей день. Поэтому очень жаль, что в итоге героине Павленковой во всех отношениях не повезло, а Наташа после этого фильма практически не работала в кино и вторую главную роль сыграла спустя ровно сорок лет - в "Зоологии". Вообще же картина Евгения Шерстобитова веселая, музыкальная в основном из песен и танцев состоит - по любому поводу и любые персонажи пускаются в пляс и запевают то хором, то сольно, то, как мама и дочь на берегу, протяжным дуэтом. Имя композитора Михаила Бойко мне, признаться, ни о чем не говорит, но музыка как музыка, благонамеренная советская оперетка, марши, танцы, лирика и патриотизм в комплекте. К сожалению, в титрах нет указания на авторство текстов песен, а вот это уже обидно и остается лишь предполагать, что поэтом выступил соавтор сценария Евгений Шатуновский, в чьей скудной фильмографии фигурирует такого же плана, но несколько более известный сегодня опус "Поцелуй Чаниты" - о том как молодые латиноамериканские коммунисты преодолели все препятствия ради возможности приехать на фестиваль в СССР.

Дело в том, что стихи в "Не плачь, девчонка" как будто сконструированы из нарезок популярных советских песен. Начиная со строки, вынесенной на афишу - до сих пор остается в своем роде шлягером строевая песня "Не плачь, девчонка, пройдут дожди..." - но в фильме звучит на она, а другая, и текст как бы другой... но слова те же! Встречаются в куплетах и фразы о том, что "чужого нам не надо, но своего не отдадим", и даже "за власть советов пойдем, и как один умрем" - но в несколько ином ритме и положенные на новую музыку, что, помимо Чайки-Павленковой, тоже весьма меня позабавило. Как и строевой припев "чем выше мощность огневая, тем меньше шансов у войны". Впрочем, песен в картине много, хватает и оригинальной поэзии - так, выйдя на сцену-дебаркадер в концерте для подшефных армейцев из близлежащего подразделения, героиня Павленковой затягивает "Сейчас в селе механизация, автоматический учет..." - совхозницы подхватывают, звучит "Родной аккордеон", так называется этот хит, по сюжету сочиненный самим Воробьем.

Что касается в целом картины - не надо думать, что она представляет собой нечто уникальное или по крайней мере оставшееся в далеком прошлом. В Выборге, где мы с Наташей так славно провели несколько дней минувшим летом, некоторое время назад мне довелось посмотреть фильм "Калачи", где герой Андрея Назимова (актера СТИ, сейчас сыгравшего в "Мастере и Маргарите" буфетчика театра варьете Сокова, а в предыдущей премьере театра "Кира Георгиевна" юного любовника главной героини), молодой казак-станичник по фамилии, соответственно, Калач, доходит в своем служебном рвении куда дальше, чем персонажи "Девчонки" 1970-х - аж до президентского полка:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2073543.html

При этом в "Калачах", к сожалению, не поют и не танцуют - тогда как "Не плачь, девчонка" стилистически один в один "Ла ла лэнд", только Чайка и Воробей зажигают под Дудку не на унылом тихоокеанском побережье Калифорнии, а на развеселом, с солдатами и рыбаками, украинском Причерноморье, похоже что даже в Крыму - ну и с чего б девчонке плакать?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments