Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

вчера, а не там: "Мой мужик на севере" И.Васьковской, Новокузнецкий театр драмы, реж. Сергей Чехов

В отличие от других периферийных коллективов, которые показали себя, пока я, разбитый на луже, валялся в койке, драматический театр Новокузнецка в Москву приезжает практически ежегодно. В прошлый раз везли "Муму" - стилизованный "открытый урок" в школе по хрестоматийной повести Тургенева:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3304649.html

А до этого чеховского "Иванова":

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3055470.html

Спектакли, то есть, и по материалу, и по постановочному решению очень разные, и различными режиссерами поставленные. Объединяет их одно - вторичность. В меньшей степени это касается, как ни странно, полусамодеятельной "Муму", в наибольшей - сработанного "под современный европейский театр", пусть подделка вышла и довольно качественной, "Иванова" Шерешевского. В случае с "Мужиком..." вторичность еще очевиднее, поскольку уровень режиссерских претензий зашкаливает.

Что за содержание Сергей Чехов с художником Анастасией Юдиной вкладывали в понятие "киносонеты" (а жанр спектакля обозначен именно так) - не знаю, по факту пьеса Ирины Васьковской "Девушки в любви" порублена в мелкую капусту и четыре десятка пронумерованных эпизодов выполнены в каких угодно стилистиках, от читки и драматического монолога до пластического перформанса, только не в эстетике "традиционной русской психологической драмы". При том что артисты просто на диво хороши, да и драматург, что редкость - одна из немногих по-настоящему талантливых театральных сочинительниц "любимовского" розлива (ее пьеса в рамках триптиха "Кот стыда" поставлена Брусникиной в РАМТе).

С трудом удается выловить из этого мутного варева рудименты сюжета: героиню пьесы зовут Варвара, она мыкается по съемным комнатам, пытается, как и ее лучшая подруга Катя, наладить жизнь, что в нечастые моменты трезвости женщинами осознается как присутствие рядом мужчины. Несмотря на мелодраматизм и где-то откровенно "бабский" тон к теме женского одиночества пьеса, похоже, не сводится, затрагивая более широкий круг вопросов, и социальных, и психологических - но по отношению к спектаклю и его героям о том говорить невозможно.

Режиссер помещает действие в условно-театральную среду, где на заднем плане выложенный загаженным кафелем мини-бассейн служит персонажам то ванной, то уборной; старинные (и похоже что аутентичные, "антикварные") буфеты, тумбочки, другие предметы мебели постоянно становятся предметом игры - то кого-нибудь внутрь засунут, то выдвигая и задвигая ящички стола некий процесс изобразят - жизнь, то есть, идет. Если два женских образа, Варвара и Катя, все-таки индивидуализированы, то два мужских персонажа - безликие взаимозаменяемые "гомункулусы" с одинаковыми портретами поп-звезды на груди. При том что у Вари, как ни странно, действительно есть "мужик на севере", ну по крайней мере был несколько лет назад какой-то Митенька, и героине хочется думать, что его с ней по-прежнему что-то связывает - хотя даже по обрывочным "сонетам" понятно, на какой "север" этот мужик свалил подальше от Варвары. Живет героиня будто бы рядом с оперным театром, оттого постоянно доносится до ее слуха или памяти мелодия из "Орфея" Глюка, и сама она, видимо, себя отождествляет с Эвридикой, которую любимый должен вызволить из ада.

Ну да не в Варвариных эвридичьих пиздостраданиях суть, а в том, что "сонеты" сочинены с оглядкой на образы Тарковского, Кубрика, Уилсона... С Уилсоном проще - его эстетика однообразна и узнаваема, к тому ж постоянно сейчас на виду, и дебелая тетенька в белом платье, рыжем парике, с пахитоской, открывающая рот под "Три счастливых дня" в версии Жанны Агузаровой - это, понятно, уилсоновский персонаж, хотя роль его, то есть ее, в спектакле как хочешь, так и трактуй. Что касается прочего "кина" - тут надо ломать голову, но она у меня и без того разбита об лед, расходовать остатки на новокузнецкие "натюрморты жизни" я посчитал нецелесообразным. По правде сказать, предпочел бы побольше узнать о героях Васьковской, чем они, кроме тоски по мужикам, еще живут - да видно не из этой постановки.

На самом деле демонстративные отсылы к Кубрику, Уилсону и т.д. (а помимо Тарковского-кинорежиссера в спектакле находится место и для старшего Тарковского-поэта, звучит полностью хрестоматийное стихотворение "У человека тело...") не то что мешают вникнуть в содержание пьесы, они, мало что предлагая взамен, прикрывают тот образец для подражания, на который режиссер вольно или невольно ориентирован помимо всех кинематографических аллюзий, а именно - театр Юрия Бутусова. Заимствования из Бутусова тем не менее режут глаз как на уровне общей структуры спектакля, так и частных, конкретных деталей, эксплуатируемых Сергеем Чеховых совершенно беззастенчиво. Кстати, и оглядка на "кино" - тоже чисто "бутусовская" (вспомнить "Макбет", "Отелло", "Три сестры"). Того же сорта - прикол "антракт 30 секунд", когда объявившая его "уилсоновская" рыжая тетя в белом платье отсчитывает секунды, явно медленнее, чем любые часы, ускоряясь лишь на последних трех.

Причем нельзя сказать, что Сергей Чехов выбранной формой не владеет или не выдерживает ее - нет, спектакль почти два часа (а его еще и начали минута в минуту! неужели в Новокузнецке, как в Латвии, не принято задерживать представления? для Москвы это нонсенс, почти скандал!) смотрится вполне терпимо. Просто форма - подсмотренная, все приемы, все находки - с чужого плеча. В пьесе упоминают, что маргарин производится из нефти - ну, мол, и хорошо, хоть что-то из нефти... Вот и "Мой мужик..." Сергея Чехова - такой театральный "маргарин", пускай тоже будет, только назовите правильно. И если бы на классическом, общеизвестном материале весь этот углеводородный синтез еще как-то сработать по контрасту с первоисточником, то современная пьеса, в которой хочется еще и тупо за сюжетом последить, для таких экзерсисов ну совсем не годится.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments