Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Бегущий в лабиринте" реж. Уэс Болл, 2014

В прокате сознательно пропустил, да и по телевизору смотрел только потому, что некуда деться, когда валяешься днями безвылазно дома, прикованный к койке. Но в свете поставленных задач - фильм вполне адекватный, вероятно: подростки бегают по железобетонному лабиринту-трансформеру и стараются увернуться от выходящих на охоту по ночам гигантских членистоногих биороботов-"гриверов" - для компьютерной игры (при том что в основе - некий роман, и вышел уже сиквел, и еще будет) не так уж плохо, для кинофильма - конечно, не разгуляешься даже с учетом "рамочного" сюжета.

В лабиринт персонажей (вместе с запасом съестного) доставляет лифт, приходящий откуда-то снизу на лужайку, обсаженную лесом и обнесенную разъемной бетонной стеной. Когда там оказывается Том, он, ничего не помня про себя, выясняет, что мальчики прибывают сюда уже в течение трех лет, а самый первый, рассудительный и одновременно мускулистый негритенок Алби, у них теперь за главного. В течение трех лет сообщество оформилось в определенную структуру с разделением обязанностей, но костяк-актив микро-социума - "бегуны", каждый день отправляющиеся в лабиринт на поиски выхода и обязанные до темноты выйти обратно, чтоб не ужалил "гриверы", иначе их ждет мучительная смерть. На самом деле, и кое-кому это уже известно, выхода наружу через лабиринт нет. Но в любом случае с появлением Тома устоявшийся распорядок нарушается, "гриверы" начинают "жалить" и днем, Алби становится их жертвой, застряв в лабиринте, и наконец, лифт доставляет девчонку - первую за все три года - да еще с запиской типа "она последняя" впридачу.

Как-тор разномастные (полный набор интернационала) вьюноши три года жили в замкнутом пространстве без девчонок, и похоже что не приходилось им ни бриться, ни стричься, хотя за три года необходимость во многом должна была наглядно проявиться на взрослеющих мужчинах - при всей условности жанра молодежной антиутопии все это только для компьютерной игры и годиться, а для кино - ну совсем жалко смотрится, убедительность реакций, эмоций, поведения персонажей - нулевая, с этой точки зрения по сравнению с "Бегущим в лабиринте" и "Голодные игры", и "Дивергент", не говоря уже о "Посвященном", демонстрируют погружение в мир подростка бергмановскую глубину. К тому же и главный исполнитель Дилан О'Брайен в роли Тома - ничем не примечательный, типовой "из питомника" симпатичный юноша, нигде особо не засветившийся. Девочка Тереза (Кая Скоделарио) тоже не ахти, негритенок Алби (Амл Абин) внешне больно ладный, но и чересчур "положительный" сам по себе образ, и на первом плане оказываются два второстепенных активиста-антагониста, разумный, но решительный Ньют и агрессивно-конформный Гелли. В смысле кастинга тут тоже без откровений, хотя узнаваемые мордашки привлекают внимание: Ньюта играет Томас Сэнгстер (здесь он уже почти взрослый, а впервые ярко мелькнул еще в "Реальной любви" 2003 года и далее много где снимавшийся - от "Моей ужасной няни" до "Смерти супергероя"), как всегда выступающий в "позитивном" имидже, а Гелли - привычно отрабатывающий амплуа "мальчиша-плохиша" (еще со времен "Хроник Нарнии") Уилл Поултер. Второй хочет, чтоб все в пределах лабиринта осталось как было, и даже готов принести непослушных новичков в жертву шарнирным гигантам; первый склонен прислушаться к Тому и пойти за ним к выходу "другим путем", то есть используя устройство побежденных "гриверов"

Не обошлось явно без оглядки на "Повелителя мух", но "рамочный сюжет" уж больно убогий. Том с подружкой действительно не зря прибыли в "лабиринт" - они постепенно вспомнили, что участвовали в эксперименте "с другой стороны", то есть посылали мальчишек в ловушку и наблюдали за их самоорганизацией, а потом вдруг отправились к ним на выручку. Выбравшись из лабиринта, самые активные последователи Тома с ним во главе наблюдают голограмму дамочки, вещающей о том, как Землю выжгло Солнце, и эксперимент над мальчишками - часть программы по спасению и восстановлению человеческого рода, при последних словах для пущей доверительности голограмма пускает себе пулю в лоб, пока к ней в студию ломятся стреляющие автоматчики, противники корпоративных исследований. Попутно добравшегося до Тома и ужаленного "гриверами" Гелли убивают копьем, гибнет и самый невинный среди всех заметных персонажей, кучерявый толстячок, изготовивший трогательный сувенир для "забытых" родителей, но решивший передарить его Тому. Остальных забирает невесть откуда взявшийся спецназ на вертолете.

Однако последнее слово остается за "ожившей" голограммой - "они клюнули". Надо понимать, что все случившееся, включая запоздалое "пророчество" и явление "спецназовцев" - часть продолжающейся игры, организованной корпорацией "Порок", отсюда и своего рода пароль-напутствие, принятое в офисе корпорации, запомнившееся Тому по "прежней" жизни: "Порок - это хорошо". Я только не понял, "порок" - это уже в переводе, или в оригинале, или я неточно расслышал и они имели в виду "порог"? Но что же хорошего в "пороге"? Тогда уж лучше "порок"! Правда, ничего "порочного" в фильме про то, как мальчики-подростки три года сосуществовали друг с другом в замкнутом пространстве, фильм тоже не открывает.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments