Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дестри снова в седле" реж. Джордж Маршалл, 1939

Совсем недавно смотрел этот фильм -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2839130.html

- но по второму разу такие картины идут еще легче (а по третьему, наверное, и того...). Абсолютно конкретной эпохи произведение конечно - попробуй помыслить сейчас, чтоб в американском кино положительный герой с подростком обсуждали, с какой отвагой можно перебить в одиночку и простым ножом отряд нападающих индейцев... попробуй помыслить для начала "нападающих"... коренных американцев!

Меня в "Дестри...", конечно, в первую очередь забавляет второстепенный персонаж Борис Александрович Ставрогин - "казак из Жмеринки" (так в фильме! эту роль играет Миша Ауэр), фигура нелепая, комическая, отчасти жалкая: второй муж овдовевшей хозяйки постоялого двора, подкаблучник и неудачливый игрок, он вечно ходит без штанов и пытается украсть чужие; вместе с тем Ставрогин здесь - не мерзавец и даже не совсем ничтожество, а всего лишь карикатура на главного героя, недалекий и трусоватый, но добрый в сущности малый, и неслучайно, что именно он после того, как милого шерифа-недотепу настоящие злодеи убивают выстрелом в спину и Дестри, чьего отца убили так же, становится шерифом, своим первым помощником он делает как раз Ставрогина, после чего тот снимает наконец со стены ненавистный портрет своего предшественника (в смысле - не Дестри, а бывшего мужа своей супруги), да не просто снимает, а разбивает в щепки, демонстрируя "кто в доме генерал", и репликой Дестри "должно быть, так русские выражают свои эмоции по поводу брака" заканчивается картина.

Но основной сюжет все-таки в том, что Томас Джефферсон Дестри приходит на должность помощника шерифа - потомственный слуга закона, сын погибшего, но вдруг оказывается, что у него даже нет пистолета, хоть он отменный стрелок. Бандиты и продажный мэр поначалу радуются, не ждут от него помех - но рано, разумеется. Потому что ненасильственным утверждением своей правоты Дестри (для меня звезды ретро-Голливуда все на одно лицо, но Джеймса Стюарта я выделяю) из обреченного героя-одиночки превращается в авторитетную персону для масс, поднимает на борьбу с бандитским произволом все население города, включая женщин, выступающих с палками и швабрами маршем на улицу, и оказывается таким образом победителем там, где его отец и два его предшественника на посту шерифа проиграли, получив пулю в спину. На самом деле это и в каком-то смысле редкий, и весьма характерный пример героики по-голливудски, и довольно редкая ее разновидность: с одной стороны - одиночка на пьедестале, а с другой - без всенародной поддержки он никто и пистолеты не помогут (чаще в классических вестернах все-таки наоборот - ср. "Ровно в полдень", к примеру).

Марлен Дитрих, привычно выступая в роли блядовитой кабаретной певички, под влиянием "непротивленца" тоже перековывается и к финалу прикрывает Дестри от выстрела бандитского вожака, жертвуя собой ради мужчины, хотя всегда их презирала, и в итоге ради торжества справедливости, о которой до сей поры вовсе не думала. Вообще персонаж Дитрих, неюная уже девица Френчи, сперва пособница жуликов, затем последняя жертва бандитов - самый фальшивый здесь образ, а ее психологическая трансформация - наиболее уязвимый момент драматургии фильма. Тем более что мужские симпатии Дестри в любом случае не на ее стороне, он предпочитает девушку помоложе и почище, вдохновленный примером Ставрогина подумывая о женитьбе. Но еще я в прошлый раз не обратил внимания на дату выхода картины - 1939 год. Самый разгул пацифизма! И смех смехом, но после того, как убивают Френчи, Дестри все-таки хватается за пистолет, чтоб прикончить босса бандитов, потому что пистолет плюс доброе слово - это все-таки намного эффективнее, чем просто доброе слово. Особенно если русские полезут доказывать свою любовь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments