Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Красная черепаха" реж. Михаэль Дюдок де Вит

Полнометражный дебют Дюдока я пропустить никак не мог - его "Отец и дочь" (кстати, кто-то спрашивал, какие хорошие фильмы получали "Оскара"? "Отец и дочь" получал как лучшая анимация в коротком метре), на мой взгляд, самый прекрасный мультик в истории кино. Но и шел с пониманием, что полный метр для Дюдока - если не смертельно опасен, то по крайней мере неудобен для его легкого, короткого дыхания. Так оно и есть: "Красная черепаха" - продукция фирмы "Гибли", и хотя Дюдоку японская анимационная школа не чужда, с одной стороны, и с другой, не только в тематике, но и в графике, в колористике его "Красная черепаха" остается узнаваемо "дюдоковской", а все же специфика производства накладывает свой след, и не только на стиль, но и на сюжет.

Сюжет - простенький сказочный: уцелевший при кораблекрушении герой в одиночестве оказывается на необитаемом острове, пытается выжить и выбраться, кое-как приспосабливается к условиям, но построенный им утлый плот каждый раз некто мощный и невидимый из-под воды разрушает, вынуждая "робинзона" вернуться восвояси. Наконец выясняется, что преследует его огромная черепаха, и улучив, когда та окажется неповоротливой на берегу, отшельник черепаху убивает, расколотив ей голову. А вскоре из лопнувшего черепахового панциря появляется прекрасная девушка. "Девушка" становится "робинзону" верной пятницей, через некоторое время у них появляется мальчик, который однажды, провалившись в ту же пещеру, что когда-то его новоприбывший на остров отец, обнаруживает в себе чудесные способности к подводному плаванию. Мальчик-черепашка подрастает, днями ползает по деревьям, собирая плоды как "человекообразный", а ночами плавает с черепахами в океане. Он уже становится взрослым, когда на остров обрушивается волна, сметает джунгли, размывает прибрежный пляж. Семейству "робинзонов" удается выжить, однако повзрослевший, возмужавший черепашонок-полукровка, спасший родителей, решает уплыть с черепахами, как и положено ему от века. Родители же остаются, и станцевав при закате последний танец, "робинзон" засыпает со своей "женой", а та, превратившись обратно в черепаху, исчезает в морской волне.

Картинка, слов нет, изысканная, музыкальное оформление подстать, и никак не скажешь, что фильм затянут, что в нем есть какие-то лишние эпизоды - вроде не убавить не прибавить. Но проблема не в том, что эта "сага о форсайтах" неволей на исходе первого часа все-таки несколько утомляет, и уж конечно не в том, что для "оживляжа" возле героев постоянно суетятся, совсем как в "штампованной диснеевской продукции", забавные крабики - коль на то пошло, диснеевская "Моана" недавняя оказалась куда содержательнее медитативной и эстетской, но пустоватой притчи Дюдока с японцами. "Красная черепаха" - штучка очень симпатичная, но в отличие от "Отца и дочери", строившейся на контрапункте вечной гармонии законов природы и кратковременного, но неизбывного трагизма человеческого (отдельного человека) существования в рамках этих законов, в "Красной черепахе" нет настоящих трагических нот, ее сентиментальное благодушие - чисто азиатское, в сущности - под конец зашкаливает все мыслимые пределы. Учитывая еще и продолжительность, это печально и, конечно, в значительной степени разочаровывает. К "Красной черепахе", вероятно, и задним числом возвращаться к мыслями - как, например, к "Иллюзионисту" Сильвана Шомэ - не слишком увлекательно. Зато всегда можно пересмотреть "Отец и дочь", благо и десять минут, и гармонии пополам с трагизмом там хватит на сто двадцать полных метров.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments