Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Патерсон" реж. Джим Джармуш

Адам Драйвер, который и в роли второго плана из "Молчания" Скорсезе запоминался, здесь играет главного героя. Зовут героя Патерсон, и он живет в городке Патерсон, Нью-Джерси - несмотря на живописный водопад в окрестностях весьма заштатном местечке, населенном преимущественно неграми и мигрантами, но некогда воспетом в эпической поэме Уильяма Карлоса Уильямса "Патерсон". Патерсон тоже пишет стихи в "секретный блокнот", от руки, не пользуясь компьютером и не имея даже мобильного телефона. Он обитает в скромном двухэтажном домике с прекрасной персиянкой и бульдогом. Девушка тоже человек творческий - художница, разрисовывающая черно-белыми узорами что ни попадется под руку, кулинарка, обеспечивающая своему мужчине сундучок с обедом, каждый раз новые блюда, а к субботе выпекающая кексы для продажи на фермерском рынке, и еще она начинающий музыкант, мечтает о карьере кантри-певицы, для чего приобретает гитару "арлекин" в черно-белую клетку и начинает тренироваться по приложенным к ней учебным двд.

Вообще-то Патерсон - водитель рейсового автобуса № 23 (конечная остановка - Патерсон), и меня бы не удивило, если б режиссер выбирал актера на главную роль по фамилии, ну или наоборот, придумывал сюжет под Драйвера, потому что, в сущности, сюжет здесь - последнее дело. В течение недели день за днем Патерсон просыпается в обнимку со своей персиянкой, примерно в одно и то же время поднимается с койки в одних и тех же клетчатых труселях, завтракает кукурузными колечками и отправляется в депо. Там утро за утром смурной чернокожий диспетчер жалуется ему на домашние проблемы, Патерсон едет по Патерсону в автобусе с надписью "Патерсон", невольно улыбаясь подслушанным разговорам пассажиров. Затем вечером после работы Патерсон, поправив вечно покосившийся столбик с почтовым ящиком у дома (потом окажется, что его пес сбивает), посещает один и тот же пивной бар, где чернокожий хозяин любовно развешивает над стойкой вырезки с портретами знаменитых уроженцев и жителей Патерсона, оставивших свой след в искусстве, в поэзии прежде всего - тут и Ален Гинзберг вырос, оказывается. Наконец, выгуляв собаку, Патерсон засыпает в обнимку с персиянкой.

На самом деле сказать, что в "Патерсоне" ничего не происходит, было бы преувеличением и излишним комплиментом фильму. Патерсону вечно кто-нибудь интересный попадается на пути - от колоритных негритят в банданах на кабриолете, советующих присматривать за дорогим бульдогом с такими интонациями, будто сами хотят псу "приделать ноги", до японского туриста, в воскресенье на лавочке у водопада признающегося Патерсону, что приехал в Патерсон из любви к поэме Уильямса "Патерсон", и тоже сочиняющего стихи. Кроме того, ежевечерне в баре появляется чернокожая девица, которой с такой же регулярностью объясняется в любви чернокожий парень, несколько нарочито актерствующий в своих романтических страданиях. К концу рабочей недели накал страстей доходит до такого предела, что автобус-развалюха у Патерсона ломается на ходу, а в баре влюбленный артист разыгрывает сценку с пистолетом, оказавшимся, впрочем, игрушкой, стреляющей поролоном. Зато в субботу персиянка, художница и музыкант, успешно продает столько кексов на рынке (при том что по реакции Патерсона на ее обеды из сундучка можно было заподозрить, будто готовит она не ахти как), что на вырученные доллары они с Патерсоном отправляются в кинотеатр смотреть старый фильм ужасов. И по возвращении обнаруживают, что бульдог в клочья разодрал оставленный на диване "секретный блокнот" со стихами Патерсона - аккурат когда Патерсон уже совсем было поддался уговорам девушки отнести тетрадку в копировальный центр и сберечь несколько экземпляров для мировой культуры. Но и это не смертельно - японский турист у водопада подарит Патерсону чистую тетрадку, будет куда записать новые стихи.

Помимо Уильямса (и Гинзберга) в разговорах героев упоминаются и Франческо Петрарка, и даже Эмили Дикинсон (ну без Дикинсон бесед о стихах в американском кино не бывает), но не всплывает, что характерно, Уильям Блейк. А мне-то уж конечно вспомнилось, как в середине 1990-х все от джармушева "Мертвеца" помирали. Он был, правда, черно-белый и с Джонни Деппом, но задним числом мне все равно непонятно, как же можно позволять себя разводить на подобное фуфло! Однако ж вот Джармуш разводит, и до сих пор преуспевает, хотя и в цвете вместо ЧБ, и с Драйвером вместо Деппа. Драйвер, допустим, сам по себе хорош и Деппа не хуже - тем обиднее наблюдать его в этакой порнухе. "Патерсон" - именно что порнуха, нацеленная на возбуждение отдельных секторов мозга предельно примитивными, убогими средствами. Патерсону повсюду видятся близнецы, он встречает своих "двойников", тоже сочиняющих стихи, и с похожими поэтическими пристрастиями (сначала девочку, ожидающую родных, потом японского туриста у водопада), вся его жизнь, несмотря на "приземленную" шоферскую профессию, пронизана поэтическим настроением, как и вся композиция фильма выстраивается по принципу стихотворного текста - и это все на поверхности, на виду, режет глаз грошовым символизмом, до тошноты доводит прогорклым сюром. Лет двадцать назад в "Мертвеце" то же самое смотрелось презентабельнее и малость посвежее все-таки, а сейчас, орошенное старческими слюнями "поэтическое" порно, вроде бы должно отталкивать - но благодарно хавающих дешевку почитателей у Джармуша хватает, да и кому же не приятно будет почувствовать себя способным разгадывать кинематографические и литературные ребусы интеллектуалом?! Тем более что Джармуш интеллектуалов страхует от скуки, добавляя к близнецам, водопадам и другим возвышенным символам манки попроще и эффективнее - арапку-девку да собачку
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments