Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Маршрут построен" реж. Олег Асадулин, 2016

Все, у меня новый любимый кинорежиссер! Последовательно вспахивающий заболоченную почву русскоязычного мистического триллера, бессмысленного и беспощадного. Предыдущие плоды усилий Олега Асадулина тоже не понадобились публике и не были замечены критикой, но как-то все же привлекли внимание продвинутых говноедов - это касается фильмов "Фобос. Клуб страха" и "Темный мир. Равновесие", а в особенности предшествующей работы Асадулина "Зеленая карета", где создатель новорусских ужасов проявил себя в первую очередь как поборник семейных и всяческих иных традиционных нравственных ценностей:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3495585.html

В "Маршруте..." снова на первом плане семья, и тоже в кризисе. Андрей изменил Ольге, та в депрессии налегла на успокоительные, и чтоб наладить отношения, решено сбагрить на время дочку Ксюшу бабушке, чтоб пара могла отправиться в романтическое путешествие. А везут девочку к бабушке на только что купленном по дешевке автомобиле, с которым на дороге происходят малопонятные и малоприятные чудеса: то фотография неизвестной женщины в бардачке, вроде очищенном при покупке, заваляется, то обнаружатся невесть откуда взявшиеся ножницы... и на телефон все время кто-то звонит и что-то скрежещет нечленораздельное. Женщина еще может полагать, что у нее от таблеток глюки, мужчине сложнее, тем более что он усталый за рулем и без того вот-вот заснет, а тут еще какие-то уроды обгоняют, подрезают, провоцируют аварию.

На самом деле в машине прятал расчлененный труп жены убивший ее практически на глазах малолетних дочерей муж - история, что характерно, реальная и у всех на слуху, зрителям о ней лишний раз напоминают титрами в прологе, но зритель знает, а герой и ведать не ведает, он просто хорошую машину со скидкой приобрел. При этом жене-истеричке Андрей действительно изменяет, а Оля и впрямь видит призраков, но вот каким образом не только внутри "проклятого" авто, но и на всей трассе, включая встречных-поперечных, разгулялась нечисть злая - не дают ответа авторы. Но что меня больше всего удивило, даже порадовало - вопреки установкам на доброе кино и семейные ценности в "Маршруте..." не просматривается света в конце тоннеля, тем более света православной духовности, хотя к тому есть все предпосылки, начиная встречей с монахами на заправке, заканчивая покупкой иконки-оберега. Монахам - бородатым, в рясах и клобуках, на иномарке, то есть они настоящие православные подвижники, истинные хранители духовности, не ряженые - Андрей с Олей въезжают в бампер. Православные незлобиво указывают мирянам на их ошибку в духе "куды прешь!", но денег на ремонт вроде не вымогают, зато к таинственной машине принюхиваются, благодатью ощущая недоброе. "Вы тоже чувствуете?" - уточняет Оля? Добросердечный православный брат, видимо, чувствует - но отшучивается. Духовное зерно, однако, заронено, и Оля несмотря на высшее образование и неудовольствие мужа пробивает на кассе супермаркета при заправке впридачу к остальному фастфуду иконку-оберег. Увы, ни от ревности мужа, ни от мстительности призрака иконка не помогает.

Зачем лично мне было смотреть "Маршрут построен" и что меня в нем (помимо с каждой следующей картиной возрастающего интереса к творчеству Олега Асадулина, разумеется) привлекло - я для себя ответил заранее: Павел Чинарев, запомнившийся по "Солдату" Волкострелова-Пряжко, постоянный участник спектаклей Богомолова, исполнитель одной из главных ролей в "Тряпичном союзе" (сильно разочаровавшим меня после долгого ожидания, но все-таки не вызывающим сомнений в том, что это кино) - и как же его, беднягу, корчит перед асадулинской камерой! Если что в картине есть страшного, то неподдельные муки актера Чинарева. Его партнерша - Светлана Устинова, снискавшая ограниченную известность как раз в основном за счет подобных кинопроектов (на счету у нее также "Хардкор" с Данилой Козловским, заслуживающий отдельного разговора). Остальных создателей опуса, за исключением еще "композитора" Грува, я не знаю, при том что по обыкновению сценаристов и продюсеров набирается до полудюжины, и у семи нянек дитя остается без глазу, без мозгу и без ручек-без ножек, на редкость, в общем, уродливый вышел плод, и оттого занятный.

В фильма так нелепо скрестились всевозможные надерганные из бездуховных голливудских ужастиков штампы и приколы, что "Маршрут построен" можно было бы воспринимать как подобие "Очень страшного кино", имей авторы в запасе хоть каплю самоиронии:

- оставшаяся от прежних владельцев тряпочная куколка под лобовым стеклом;
- призрак убитой и ее постоянно возвращающаяся даже после того, как порвали и выбросили, фотография;
- могильные червяки на заднем сиденье;
- кровавый дождь, хлещущий среди ясной погоды по лобовому стеклу;
- вооруженные винтовками бандиты невесть откуда взявшиеся в придорожных полях
придирчивые менты (ну это, допустим, не чудо...);

...а больше всего меня умилили самозародившиеся и произвольно парящие в воздухе маникюрные ножницы с намерением воткнуться кому-нибудь из новых владельцев в горло - дань искусству Мельеса и Роу, не иначе: ножницы волшебно зависают, вот-вот пронзят шею героя Павла Чинарева, но тут на заколдованный мобильник приходит дьявольская смс без обратного адреса - и ножницы падают, словно леску подрезали: темные силы не договорились между собой, и минус на минус дает спасительный плюс - впрочем, ненадолго.

В итоге, кое-как доехав до бабушки и препоручив ей дочь (ну не убивать же заодно и ребенка, это уж совсем бездуховно), и изрядно покружив вокруг одной и той же заправки, одержимый Андрей с пистолетом врывается в супермаркет, начинает стрелять, сразу подваливает отряд омона... А между тем на камере видеонаблюдения - Оля ножницами закалывает Андрея, труп из машины вытаскивает и супермаркет штурмует тоже она. Кто кого прикончил - сами авторы уже не поняли и не старались прояснить, на полный метр кое-как натянули, а там - все равно же никто не увидит. А увидит - ну скажет "говно" или "хуйня", и забудет. Но тут еще раз хочется вернуться к проблеме терминологии: "хуйня" предполагает наличие определенного мастерства создателей с проблемами на уровне целеполагания, а "говно" способен производить кто угодно, ни хрена не умеющий и не понимающий, чего хочет. "Маршрут построен" под определение последнего подходит идеально. Я одного не догнал - почему иконки не помогли, ведь Павел Чинарев с остервенением, вперившись в образок, твердил "спаси-сохрани, спаси-сохрани" (круче чем в спектаклях Богомолова!), что и у Михалкова с Хотиненко сердце наверняка бы дрогнуло, прилетела бы птичка, сохранила семью... и только Асадулин устоял, маршрут для его зеленой кареты построен заранее и навсегда.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments