Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вивальди, Боккерини, Кастельнуво-Тедеско: Елена Ревич, Сергей Полтавский и др. в музее Скрябина

Название программы "Венецианский карнавал" оттолкнуло бы меня бесповоротно, но, помимо того, что концерт дневной, успокаивал список авторов, а дополнительно привлекали имена музыкантов: в составе выступавшего "Доминант-квартета" - Елена Ревич и Сергей Полтавский. Правда, по факту оказалось, что программа построена вокруг солирующей гитары. Для меня гитара - "классовый враг" в музыке и по жизни, прочно ассоциированный с ненавистными бардами-интеллигентами, хотя тут речь о другой гитаре, вернее, о совсем другой музыке - барочной, а барочную (отчасти и "современную академическую") гитару я, пожалуй, и не слышал никогда прежде. Игру Аркадия Резника оценить не могу, ничего в этом не понимаю и сравнивать не с чем, но его сольные номера - Большая увертюра для гитары Ля мажор Джулиани, Соната си минор Чимароза, вариации на тему Паганини "Венецианский карнавал" Таррега - для меня оказались наименее интересны. Отличный Концерт для гитары и струнного квартета Ре-мажор Вивальди напрочь испортил фотограф, превративший исполнение музыки в фотосессию. Кроме того какой-то активист из первого ряда (в карнавальной маске!) по нынешней моде решил высказать гитаристу по ходу концерта, что не следует пользоваться колонками. Но Квинтет № 1 для гитары и струнных Боккерини, по счастью, уже ничто не изгадило. А маленькое открытие - я только открытий жду, больше ничего - случилось для меня под конец второго отделения с Квинтетом Кастельнуво-Тедеско. Очевидно, что среди композиторов первой половины и середины 20-го века Марио Кастельнуво-Тедеско - фигура даже не второго ряда. Востребован он сегодня, насколько я понимаю, в основном благодаря как раз большому пласту сочинений, написанных для гитары соло (вплоть до цикла "хорошо темперированных гитар" по баховскому образцу, 24 прелюдии и фуги для гитарного дуэта!), в ансамблях и даже гитарных концертов с оркестром, хотя есть у него и скрипичные концерты (послушал в интернете потом). Популярная, "демократичная", "жанровая", музыка его тем не менее по-своему замечательна. Итальянский еврей, к концу тридцатых благоразумно перебравшийся в США, Кастельнуво-Тедеско много писал для театра и кино, и его Квинтет для гитары и струнных, созданный уже в Америке после войны, сегодня тоже воспринимается на слух отчасти как саундтрек к телесериалу, несмотря на где-то "неклассические" гармонии. Стилизованный "дух старины" в нем - скорее не барочного, а ренессансного толка, и вещица в целом действительно очень эффектная, "карнавальная", энергичная, как-то бодрящая.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments