Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Сверлийцы. Эпизод V" В.Раннева в "Электротеатре "Станиславский", реж. Борис Юхананов

Итак, в подобных случаях теперь принято говорить done - я прошел полный "сверлийский" цикл, по крайней мере оперную его пенталогию, потому что есть еще и "романная", и разные побочные, вплоть до т.н. "мерчандайзенга". Если предыдущие четыре эпизода еще можно по некоторым формальным признакам считать "спектаклями", то пятый - в чистом виде аудио-музыкальный перформанс, абсолютно "статичный", если брать происходящее на сцене, лишенный какой-либо внешней "театрализации", за исключением пространственного решения и видеооформления, но и они сведены к минимуму: ландшафтом "призрачной Венеции" под космическим видом звездного неба на видео, трехцветного ряда религиозных символов на электронном табло (красная шестиконечная звезда, желтый крест и зеленый полумесяц вместо составляют "свято-фор"), параллельных рядов поднимающихся и опускающихся электролампочек на шнурках да вращающихся горизонтальных "сверл", имитирующих по технологиям старинного барочного театра волны с боков подиума для исполнителей, а также костюмам и парикам музыкантов.

В то же время партитура Владимира Раннева в чисто музыкальном плане - однозначно самая задорный и забористый из всех пяти, а вернее, шести (четвертый состоит из двух частей, написанных разными авторами-композиторами) эпизодов "сериала". Но и без дополнительных спецэффектов любопытно наблюдать за извлечением звуков с помощью смычков из деревяшек, утыканных гвоздями, а когда доходит до мухобоек и мегафонов - тут уж не до "зрелища", динамика "саундтрека" нарастает и сама по себе захватывает, помимо каких угодно экстравагантных парамузыкальных средств, и когда после максимального "сгущения" звукового потока ритм начинает разрежаться до пунктира, до "нитевидного пульса", сквозь стуки и вздохи проступает, кроме всяких приколов, то, что в тексте обозначается с непривычной для Юхананова незатейливостью - "неприкаянная нежность".

Плюс, конечно, юханановский текст, в партитуре разъятый на морфемы и фонемы, но на титрах воспроизводящийся в аутентичном виде и читабельный. Правда, за пять вечеров (в моем случае четыре, поскольку первый эпизод я видел много лет назад, когда "Электротеатра" еще и в задумке не существовало) привыкаешь не только к голубой лапше на ушах - специфическим по дизайну "парикам", они же головные уборы, участников инструментального ансамбля современной музыки и хористов - но и к юханановскому космогоническому гону, который перед началом каждого эпизода воспроизводится на фонограмме в фойе, а потом, как эксклюзивное для любой из частей либретто - непосредственно и живьем в исполнении опер, тогда на "параболы из надбровий" и тому подобное реагируешь уже спокойно, как на нечто само собой разумеющееся, хотя вот в пятой части, помимо привычного нагромождения абстрактных каламбуров, вдруг обнаруживаются привязанные к узнаваемой исторической реальности формулировки типа "кляня наследие совка". При небольшом желании и без особых усилий оказывается совсем не трудно вникнуть в суть сверлийской "космогонии", хотя в излишней детализации она, по-моему, отчасти теряет свое абсурдистское очарование - выясняется, кто такие "дрейлеры" и что натворили "прости господи", как Упырь и Лядище породили Сверленыша и с чего вдруг Юхананов присвоил себе право говорить от имени Сверлийского принца: в момент, когда все это становится понятно - честно говоря, интерес сходит на нет, но понимаешь не сразу, на пять вечеров, во всяком случае, запаса "сверлийских тайн" хватает, а как относится к их несколько простодушным и оттого неизбежно разочаровывающим разгадкам - дело личного вкуса и характера.

Сколь угодно можно насмехаться над "Сверлийцами" - да и что с ними еще делать?! - однако кроме всяких шуток приятно, радостно, что вот есть в Москве и такое место - "Электротеатр "Станиславский" - не требующий перенапряжения сил портал в параллельную культурную, художественную, музыкальную реальность. Самоироничное шарлатанство, в моем понимании - не оптимальный и уж точно не единственный, но и далеко не худший из возможных творческих методов, по крайней мере безобидный, неагрессивный по своей природе способ взаимоотношения художника с реальностью. Куда труднее уяснить, зачем этому "порталу" существовать в статусе "учреждения культуры", необязательно даже "государственного бюджетного", а в принципе - "учреждения"? Вот "Гоголь-центр", к примеру, - да, нацелен на "просветительскую", "воспитательную" задачу, осознаваемую чуть ли не как "миссию", как "подвиг" (уж и в самом деле - "прости господи"!), а заодно и на коммерческий успех, на заработок (среди упреков в адрес руководства "Гоголь-центра", помимо идеологических, есть и такой, самый эффективный в борьбе против него - дескать, никому он не нужен даром, билеты не продаются, а в залы нагоняют приглашенных на халяву... однако что было в значительной мере справедливо на первых порах существования проекта, сегодня категорически не соответствует действительности, цены запредельные, а зал битком; художественное качество продукта при этом - тема отдельная, но наличие спроса очевидно). У Юханановского "Электротеатра "Станиславский" нет потуг "просветительских", по крайней мере в торжествующем ныне повсеместно прикладном, убогом понимании "просвещения" как донесения какого-то блока информации до максимально широкой аудитории под тем или иным идеологическим, мировоззренческим углом; о "коммерции" говорить и подавно не приходится... так что за надобность открывать двери для всех подряд? Пускай процент случайных праздношатающихся среди публики на "Сверлийцах" сравнительно невелик, но в силу специфики материала и он угрожает "сверлийской цивилизации" катастрофой!

Впрочем, Юхананов со спокойствием "истинного сверлийца", видимо, подходит и к этой проблеме, допуская, что цивилизации должны "гибнуть" и "возрождаться". Желательно, конечно, чтоб это происходило с цикличностью, исчисляемой тысячелетиями, а не месяцами, как здесь принято - и не затрагивая впрямую ничьи субъективные, а тем более жизненные интересы - ну да уж как получится, юханановские "глумливое чао в тумане и мозолистый кукиш в кармане", на словах объемля космос, на деле вроде ни на что глобальное не претендует: "ты празднуешь свою беспечность с одноименной церковью"? - ну ей-богу, такая, да и какая угодно церковь всяко предпочтительнее "единственно истинной" православной. А пока просто факт наличия на карте "Электротеатра" - нелепого, будто нарочно провоцирующего насмешки в свой адрес, но при всем том создающего посреди этой проклятой Богом земли хотя бы иллюзию цивилизации, и не какой-то вымышленной/альтернативной/сверлийской, а обыкновенной, нормальной, человеческой, о которой за пределами подобных "заповедников" остается все меньше поводов вспоминать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments