Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Кюсс, Руссель, Лист, Яначек, Невский, Брамс ("Возвращение. Муки любви" в РЗК)

Парадоксов (и каламбуров) друг Роман Минц, один из соруководителей "Возвращения", уже успел пошутить про "мухи любви", но кроме шуток - концепция программы первого из четырех концертов 20-го фестиваля по моим ощущениям иронична уже на уровне замысла: какие там муки - сопроводительные "новеллы" из буклета, приоткрывающие предысторию сочинений, больше смахивают на анекдоты.

И вальс "Амурские волны" в качестве "пролога" тоже едва ли предполагает "мучительные" переживания, скорее наоборот. Другое дело, что фортепианную (оригинальную?) версию вальса исполнял, дав таким образом старт фестивалю, Вадим Холоденко, и он же позднее, но тоже в первом отделении, сыграл два "Сонета Петрарки" Листа (из цикла "Годы странствий", №№ 104 и 123). Первая вещица написана композитором-дилетантом (полковым капельмейстером) якобы из желания произвести впечатление на очаровательную, но замужнюю дамочку - не знаю, насколько можно доверять историям из фестивального буклета, где по обыкновению (но чаще в биографических справках участников) полно "приколов", в любом случае Макс Кюсс и Ференц Лист - фигуры несопоставимого порядка, но Холоденко подошел к "Амурским волнам" без скидок, а к Листу - без избыточного пиетета и псевдоромантической манерности. Вообще мне Листа (как и Брамса) обычно слушать трудно, но только не когда его играет Холоденко. А также заявленный на нынешнее "Возвращение" позднее Гугнин - не могу забыть, как поразили меня несколько лет назад в исполнении Гугнина трансцендентные этюды. Что касается Холоденко - мне довелось слышать, как он играет Первый концерт Листа, и хотя это был проходной, ни к чему не обязывающий дневной "просветительский" концерт, до сих пор постоянно возвращаюсь к нему в памяти. Вот и "Амурские волны", и "Сонеты Петрарки" у Холоденко прозвучали в равной мере "интеллектуально", без "мук" и без надрыва, каждая нота - весомая и осмысленная, в целом - сосредоточенно, даже где-то, может быть, сухо (но меня как раз это и устраивает, привлекает).

Между Кюссом и Листом вклинился Альбер Руссель, больше известный нынче тоже фортепианным концертом, другие его сочинения на московских афишах не мелькают, а тут, эксклюзивно, всплыли "Две поэмы Ронсара для флейты и голоса" (1924), пела меццо Дарья Телятникова в тандеме с Марией Федотовой. Вокальных откровений материал не предполагает и в своей изысканности "поэмы" Русселя, по правде сказать, нудноваты, для меня этот опус представлял чисто ознакомительный интерес. Изначально, впрочем, и Трио "Крейцерова соната" Яначека тоже - но по факту именно эта реконструкция Стивена Кокса оказалась тем номером, что удержал всю композицию вечера, и к тому же единственным, где о "муках" стоило вспомнить без насмешки, правда, о муках творчества в первую очередь: недовольный результатом работы автор уничтожил ноты, предпринимал попытки вернуться к замыслу и с тем же итогом, нынешнее Трио восстановлено на основе Первого квартета, где композитором использован, переработан музыкальный материал отвергнутого ранее опуса. Я дома по интернету, как продвинутый, послушал записи квартета - в чисто струнной версии совсем не то, нечто более мягкое, лиричное, благостное, отчасти и "декоративное". В реконструированном варианте для фортепиано, скрипки и виолончели вещь и более жесткая, драматичная, и в самом деле что-то в ней есть "мучительное", прежде всего в фортепианной партии, которая, видимо, и стала для автора "камнем преткновения", коль скоро он от нее предпочел отказаться. Играл опять-таки Холоденко, что тоже, в свою очередь, немаловажно - с Алисой Маргулис (третий год подряд выступает на "Возвращении" и это одна из скрипачек, чьего персонального участия в фестивале лично я ожидаю) и Александром Бузловым.

В сравнении с Яначеком еще приторнее кажется Брамс - при всех несомненных достоинствах завершившего программу Второго секстета для струнных, безукоризненно сыгранного, я не чаял дождаться конца. С секстетом тоже "муки" связаны вполне определенного рода - Брамс собирался жениться, но девушку "продинамил", и ей пришлось выйти за другого; так же он годами водил за нос Клару Вик, вдову Шумана - ну да об этом сняты фильмы (и хорошие, между прочим, в одном из них Брамса играет мой любимый Малик Зиди), в музыке же Первого секстета не то что "мук любви" не слышно, но и вовсе никаких, а любовь если и выражена - лишь автора к самому себе, ничего кроме наслаждения самолюбованием. И еще мне показалась, что Алена Баева в роли первой скрипки готова была своей партией реализовать идею композитора в одиночку (при том что в ансамбле участвовали такие не менее яркие индивидуальности, как альтист Максим Рысанов и виолончелистка Кристина Блаумане).

В любом случае и Русселя, и Брамса мне было послушать интересно, поскольку в живом исполнении я с этими произведениями до сих пор не сталкивался. Зато как ни странно "Правила любви" Сергея Невского для меня - вещь хорошо знакомая, я слышал ее чуть больше двух лет назад на камерном концерте в рамках позапрошлого "Другого пространства" в КЗФ, причем в более полном объеме:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2978328.html

На "Возвращении" Юлия Корпачева в сопровождении инструментального ансамбля спела лишь несколько фрагментов (2."Не любит", 5."Любит", 7."Точно любит", 11. "Любит-2"), пожалуй, не самых эффектных, хотя интонировала точно (понятно, что от вокалиста здесь требуется сперва и почти исключительно ум, а потом уж голос; ну и владение "неклассическими" техниками речитации, мелодекламации, разумеется). "Правила любви", написанные на тексты т.н. "письменных форм городского фольклора", выдержки из девичьих дневников, посланий; в версии, предлагаемой современным композитором, определенно задают ироническую, если не саркастическую дистанцию для исполнителя и слушателя по отношению к лирическим героиням, которые предстают в комедийном, почти фарсовом амплуа, и даже если композитор не ставил основной целью посмеяться над их "муками", комический эффект им так или иначе заложен, что вписалось и в общий настрой программы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments