Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Екатерина Мечетина в Доме-музее А.Скрябина: Равель, Дебюсси, Прокофьев

Мечетина не из числа пианистов, чьи выступления я стараюсь не пропускать, и в большой концертный зал я бы, наверное, на нее не пошел, но в зале скрябинского музея обстановка все-таки более располагающая (если забыть про холод и шум от обогревателей, да и в МЗК эти дни, кстати, тоже было холодно, несмотря на плюс за окном), хотя на Мечетину набежало заметно больше народу, чем обычно здесь бывает. Программа выглядела очень привлекательно, но первыми шли "Благородные и сентиментальные вальсы" Равеля, в которых не обнаружилось ни благородства, ни сентиментальности, ни иронии (которая явно автором заложена), а только гул и грохот, учитывая еще и специфическую акустику зала, в принципе очень "гулкого", тем больше аккуратности требуется в обращении с инструментом. "Бергамасская сюита" Дебюсси также получилась несколько тяжеловесной, это совсем не тот Дебюсси, к которому с успехом приучает всех общий (но не мой, и тем не менее) любимчик Дебарг - однако и сама сюита для Дебюсси не вполне характерна, это ранняя вещь (правда, я не совсем понял, в какой редакции Мечетина ее исполняла, это вопрос к специалистам), ритмы в ней жесткие, танцевальные, а уж с чем другим, но с чувством ритма у Мечетиной все в порядке. Что принципиально важно и для Прокофьева - а меня в программе привлекала, конечно, прежде всего 4-я соната, на которую я почему-то попадаю чаще, чем на другие (не считая самой исполняемой 7-й, пожалуй), два года назад слышал, как ее играет Евгений Кисин (не понравилось вообще) -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2989005.html

- а в уходящем году на Прокофьев-марафоне к юбилею композитора ее в КЗЧ играл Илья Рашковский (очень здорово, и к сожалению, то был единственный раз, когда мне довелось послушать Рашковского) -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3335561.html

Манера Мечетиной для Прокофьева и 4-й сонаты в частности очень подходит, исполнение вышло энергичным, с напором, но без потерь в отдельных деталях. Сюита "Ромео и Джульетта" в версии для фортепиано соло порадовала гораздо меньше, уж очень, даже для Прокофьева чересчур колюче прозвучала, и длинная, десятка полтора номеров - пожалуй, еще ни разу в жизни музыка любимого композитора так меня не утомляла. Огорченный, я уже не ждал многого от "Вальса" Равеля, видимо, призванного концептуально "закольцевать" вечер, начавшийся его же "Благородными и сентиментальными вальсами" (хотя "вальсы" в том и другом случае разные, те в шубертовской традиции, а эти в штраусовской), но остался, поскольку никогда раньше не слышал вариант для фортепиано соло, его практически не исполняют, что понятно - в оригинальной оркестровке такие краски, что даже в четыре руки не передать, а Мечетина играла, естественно, переложение для двух рук. И получилось на удивление хорошо, может быть, слишком размашисто, но, как и задумано автором - прекрасно и страшно, праздник на краю бездны, на грани катастрофы, "когда в самый разгар веселья падает из рук бокал вина" - все это в музыке, в исполнении Мечетиной было. Два биса тоже прошли удачно - но, кстати, про руки и про вино: после концерта пианистка опустила кисти в специальную смесь, по слепку которой скульптор Бурганов должен изготовить объекты для задуманного музеем Скрябина спецпроекта - конечности "великих пианистов" должны сохраниться для потомков. Я вообще к подобным идеям отношусь, мягко говоря, скептически, и начинать уж тогда надо, по хорошему, не с Мечетиной, и поручать, при всем почтении, не Бурганову, и обещанная 3Д инсталляция, мультимедийной, чуть ли не интерактивность проекта провоцирует некоторую в отношении к нему заведомую насмешку, но если что-то интересное, значительное выйдет - почему ж нет? Потом всех пригласили в выставочный зал, разлили шампанское - и я окончательно примирился с жизнью на вечер.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments