Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Мать" ("Васса Железнова", 1-й вариант) М.Горького, выпускники Л.Хейфеца, ГИТИС, реж. Дмитрий Акриш

Стараюсь не перехваливать молодежные театральные проекты, и "Мать", уже обласканную, только что сенсацией сезона не провозглашенную, но неформально чуть ли не "культовую", превозносить не буду: в постановке много вторичного, а в ансамбле не все ровно работают - но я сознательно стремился увидеть спектакль, шел на него с большим желанием и о потраченном вечере не сожалею. "Матери" присущи все характерные черты студенческой работы, но кроме того - и осмысленный, по-настоящему творческий подход режиссера к материалу впечатляет, и профессиональная зрелось многих исполнителей налицо. К тому же есть с чем сравнивать - тоже первый, ранний вариант пьесы Горького с начала сезона вошел в репертуар МХТ, и если тамошний спектакль Ольги Ворониной "В.Ж." выглядит... как если бы Кирилл Серебренников поставил пролетарского классика в духовном театре "Глас" -

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3451609.html

- то версия Дмитрия Акриша, пусть и не свободная от претенциозности, куда живее, энергичнее, свободна от избыточных режиссерских "примочек" и актерского надрывного наигрыша, от дидактизма и морализаторства, но при этом, в отличие, например, от "Вассы" Тыщука с Малой Бронной, не лишена юмора. И "мать" здесь - не демоничная старуха Изергиль Ниловна и не возвышенная страдалица, теряющая вместе с семьей и бизнесом почву под ногами, а женщина твердая, средних лет, моложавая, крепкая, оттого ее переживаниям легко поверить: вчерашняя студентка Марина Дегтярева, практически не прибегая к расхожим "примочкам", не превращая свою героиню в карикатуру, фрика, очень точно и аккуратно обозначает все главное, что им с режиссером открылось в образе Вассы.

Конечно, многие конкретные ходи, детали постановки режиссером (он же играет в спектакле Михаила, но актерская его работа, если честно, тут не самая интересная среди прочих) подсмотрены, заимствованы, взяты "с чужого плеча", касается ли это Липы, оказавшейся инвалидом-колясочницей (Александрина Питиримова), или Павла, принимающего душ прямо на сцене (Григорий Южаков, конечно, может себе позволить раздеться, ему есть что показать - но, по правда говоря, ничего такого, чего нельзя было увидеть до этого в десятках других спектаклей). Эффектно падают на сцену яблоки и персонажи ходят по ним, давят, иногда и откусывая от плодов - но чего только в связи с этим не вспоминается, от "Трех сестер" Кригенбурга (там были орехи, еще эффектнее!) до тоже студенческой "Кармен. Этюды" Аллы Сигаловой в Школе-студии МХАТ.

Как ни странно, больше всего подкупили меня в "Матери" не внешние постановочные приемчики, при том что сценка с огнетушителем однозначно запомнится, а работа с текстом пьесы, по его сокращению и адаптации, порой просто филигранная, при том что, не оскорбляя слух, материал "актуализируется", и диалоги, реплики очень естественно звучат в устах молодых артистов (особенно хорош в этом смысле, к примеру, эпизод "панихиды" по Захару, надгробные речи): Акришу удалось из горьковской пьесы, не свободной от морализаторства и идеологии (в меньше степени, чем позднейшая версия, но все равно) извлечь и прям-таки "достоевские" глубины, и одновременно подчеркнуть мелочные трагикомичные изуверства внутрисемейных взаимоотношений в духе, скажем, "Похороните меня за плинтусом", вольно или невольно поставив "Вассу Железнову" в контекст определенной литературной традиции. А стук в финале - заколачивают разоренный дом? забивают крышку гроба? - отсылает и к другой традиции, чеховской. Покоробил же меня неизбежный, видимо, но здесь уж как-то особенно неуместный элемент "интерактива" с призывом к публике встать и почтить персонажа минутой молчания - это грубо, пошло и вообще не нужно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments