Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Юлия Лежнева, Дмитрий Синьковский и La voce strumentale в КЗЧ: Телеман, Порпора, Гендель, Вивальди..

Предыдущий, год назад прошедший в консерватории концерт Лежневой удался не вполне, попытка певицы чуть-чуть выбраться за пределы приевшегося барочного "гетто" хотя бы в сторону Моцарта, бельканто и раннего романтизма (поздних романтиков, тем более модернистов, не говоря уже про авангард, Лежнева последовательно игнорирует) получилась тогда по факту небезынтересной, но не слишком убедительной:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3256706.html

Вероятно, еще и поэтому дорогущие билеты на нынешний концерт в последний момент уценивали, продавали со скидкой, спекулянты вовсе погорели, от их навязчивости перед входом некуда было деться - зал в результате как-то наполнился, но далеко не битком. А вечер вышел потрясающим! Лежнева снова выступила с Синьковским и его ансамблем, как в позапрошлом году на Новой сцене Большого:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2943745.html

Но теперь Синьковский меньше тянул одеяло на себя и рисовался - скрипач-то он отменный, и коллектив "La voce strumentale" у него хороший, чисто оркестровые вещи не казались дежурным довеском к вокалу, звучали самодостаточно, подобранные с большим вкусом (Кончерто гроссо Телемана для скрипки Си-бемоль мажор, Кончерто гроссо Си-бемоль мажор Корелли, концерт "Спор Гармонии с Изобретением" № 7 Вивальди) и слушать их было, в общем-то, не менее интересно, чем пение Лежневой (за исключением, может, концерта Вивальди № 10 для четырех солирующих скрипок во втором отделении, где не все солистки ансамбля показали себя в равной степени убедительно), при этом полностью отказаться от самолюбования Синьковскому трудно - случайно ли, или по задумке, он то забывал ноты и бегал за ними в кулисы, то еще что-то делал такое же показушное - на качестве собственно музыки это сказывалось мало, но отвлекало от дела. При этом уже с первого номера, с Телемана, тон вечеру задали особенный - все-таки разделение музыки на "классическую" и "современную", если не зацикливаться на цифрах в скобках рядом с названиями и именами, очень условное: медленную третью часть концерта Телемана, не зная, что это и кто это, легко принять за минимализм ну по крайней мере конца 20-го века, в духе Пярта - еще и исполненную ансамблем Синьковского прозрачно, сосредоточенно, медитативно - это, может, и не "современная" номинально, а всяко "актуальная" музыка!

Но понятно, что пришли на Лежневу, и она порадовала, может быть, самым лучшим за последние годы своим выступлением. Совсем молодой Лежнева немножко смешно смотрелась со своей "матрешечной" мордочкой в сочетании с шедеврами музыки барокко, которые исполняла - а с годами (хотя какие ее годы... до тридцатника еще далеко) уже воспринимается продуманным имиджем это "ангельское", будто с ренессансных или опять-таки барочных портретов "срисованное" личико, и уже трудно представить, что барочная певица как-то иначе способна выглядеть и иначе, более экспрессивно, театрально, к примеру, может себя вести на сцене. А ведь еще как может - взять хотя бы Чечилию Бартоли, но сравнивать Лежневу ни с кем не хочется, во всяком случае нынешний ее концерт ни с чем не сравним, уникальное художественное событие.

Какая фантастическая у Лежневой колоратура, как она все мелизмы четко пропевает, не глотает! Но техника - это одна сторона, которую Лежнева сразу продемонстрировала в трехчастном мотете "In caelo stelle clare" Порпоры, ничуть вместе с тем не подчеркивая свою "виртуозность", лишь блеск и сложность материала. А далее в Антифоне "Salve Regina" Генделя, где вокальная партия лишена характерных барочных украшательств, но требует от исполнителя осмысленности, вдумчивости, Лежнева едва ли не больше потрясла, чем в самых феерических пассажах. Это было настолько совершенно (боюсь сказать "божественно"), что иногда с трудом верилось, будто живой человек поет - человек-то как раз несовершенен, и проще подумать, что это издает звук некий неведомый инструмент, но тоже, видимо, "нездешнего" происхождения. Кто после такого продолжит упрекать Лежневу, что якобы "голос есть, а головы нет"? И голос, и вкус, и школа, и интеллект - все при ней, пусть и в рамках (пока) сугубо барочного репертуара, зато кто другой так споет в Москве Порпору или Генделя?

Две арии Роксаны из "Александра" Генделя стали приятным воспоминанием о концертном исполнении оперы с Ценчичем и ансамблем Петру:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/2925839.html

Ария Красоты из того же Генделя до сих пор ассоциировалась у меня с вышеупомянутой Бартоли - но Лежнева поет ее по-своему, куда более сдержанно, но не "сухо", а благородно, с необычайным достоинством. При этом где-то, с подачи Синьковского готова выдать и открытую эмоцию - он подпевал ей своим вполне приличным контртенором в арии Иполитты из "Геркулеса на Термодонте" Вивальди и дуэтом они "изобразили" нежную сцену на третий - из четырех! - бис. Бисы - отдельное потрясение: первый генделевский - тишайший, весь из воздуха пауз, требующий абсолютного спокойствия обстановки, а фанатеющая публика уже повскакала с мест, кто-то сбегал за польтами и с ними в охапке вернулся обратно, кто-то расчехлил планшеты (съемка запрещена, разумеется - но раз пошла такая пьянка...), толпы стоят в проходах "наготове", а начинает Лежнева петь - и ни звука постороннего, все замирает; риск, вообще-то, для артистки колоссальный, но в подобных редких случаях - оправданный.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments
поздних романтиков, тем более модернистов, не говоря уже про авангард, Лежнева последовательно игнорирует ===

вообще-то она спела соло в Реквиеме Тавенера. Куда уж современней:) Хотя я, в общем-то, разрываюсь в восприятии - понимаю, что Юле может хотеться петь что-то новое, или рекорд-лейбл просит, а по мне так лучше бы вместо Россини она пела побольше Генделя, например, вживую Saeviat tellus inter rigores целиком.
ну это она где пела?
в консе на концерте один раз. Пела ли еще - не знаю.

Иногда мне приходят в голову фанатские мечтания на тему чудес звукозаписи, которые бы дали ей возможность спеть в студии что угодно вплоть до Зиглинды и Изольды (Яновиц и Маргарет Прайс ей в пример), или песен Малера, просто чтобы соединились любимые вещи и любимая певица. Но если посмотреть на вещи более объективно - она просто рождена для барочной музыки, певиц такого плана с таким уровнем мало, в концертах звучат редко, в звукозаписи тоже огромное количество произведений должным образом не зафиксировано, работы на всю жизнь хватит.

А россиниевских, моцартовских, вагнеровских и прочих певиц в звукозаписи зафиксировано более чем достаточно. Да и при взгляде на нынешнюю Юлю совершенно очевидно, что она в плане характера и мироощущения рождена для светлой барочной музыки, даже для такой, которая мне без нее кажется удручающей скучной и вялой. Представить себе ее поющей что-то позднеромантическое, экспрессионистское мне очень непросто (хотя, повторюсь, чисто субъективно очень интересно, но разве что во сне). Да и зачем? Призывы расширить репертуар, непременно открыть для себя новые музыкальные миры и т.д. иногда напоминают о том подходе со стороны зрителей к исполнителям, как к спортсменам, который так не любил Гульд. Это все равно как призывать Месси выйти из зоны комфорта и доказать свое величие в АПЛ, играя за условный Тоттенхем или Мансити.
вот! я как раз хотел подчеркнуть, что Лежнева с Синьковским, вопреки предубеждению, что барокко - это нечто вялое, унылое и занудное (я сам долгое время так думал, признаюсь) напоминают: барочная музыка - праздничная, радостная, развлекательная, в лучшем смысле попсовая
а Моцарт и Шуберт у нее как раз нудно выходят
про Тавенера ничего не могу сказать - но он и сам-то по себе не слишком веселый

последний пассаж не понял - видимо, про спорт, я ничего о нем не знаю, ни имен, ни названий
Не пропустите концерты в России. Москва - 28/12/2017, Питер - 08/01/2018
легко сказать "не пропустите"... :) но спасибо за внимание!