Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Театральный роман" в Бахрушинском музее

Перед церемонией забежал на две выставки, которые сейчас работают в основном здании Бахрушинского - и два лица театрального музея предстают очень наглядно. Выставка к 90-летию Зиновия Корогодского сделана по "новой моде" - она интересна не столько отдельными предметами, экспонатами, сколько формой подачи в целом: собственно, это даже не выставка, а скорее "тотальная инсталляция", созданная из коллажей Данилы Корогодского на основе архивных фото; ленинградские театральные деятели, молодые Додин и Рецептер, Антонина Шуранова, которую я недавно вспоминал в связи с "Вернувшимися" (она когда-то играла фру Алвинг в "Привидениях" Ибсена) - но "архивные материалы" дизайнерски оформлены в некое единое пространство, в своеобразную "линию жизни", нарочито без помпы, наоборот, с какой-то лирической, даже интимной интонацией, посреди выставочного зала - комната-выгородка, "внутреннее пространство" - и хотя сам материал, тема, персона для меня не близки (о творчестве и педагогической деятельности Корогодского я знаю только понаслышке и воспринимаю его как часть полулегендарной истории - в этом смысле он мне едва ли ближе, чем Вахтангов или Мейерхольд, да про этих-то я больше в курсе), но настроением в этом пространстве, свободном, наполненном воздухом, волей-неволей проникаешься.

По соседству - другая выставка, наоборот, сугубо традиционная, академичная, в характерном для привычного Бахрушинского музея формате (с развеской экспонатов впритык в четыре ряда по вертикали) и в правильном смысле старомодная: "Волшебник русской сцены. К 170-летию со дня рождения Карла Вальца". Я для себя это подзабытое имя открыл благодаря грандиозной бахрушинской выставке "Прорыв", где, однако, среди множества более громких, в основном из 20-го века уже, имен художников Вальц малость потерялся, хотя я его для себя уже тогда отметил:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3286249.html

Нынешняя юбилейная экспозиция посвящена персонально Вальцу, хотя по факту ее тема шире - это мир императорских театров середины и второй половины 19-го века, практически "атлантида": если к началу 20-го века интерес имеется постоянный и все время что-то новое открывается, то 19-й - ну было и было, а здесь можно увидеть, из чего формировался "большой стиль", которому потом, уже в середине и второй половине 20-го века, наследовали и Федоровский, и Вирсаладзе. Карл Вальц (а там, на "русской сцене", и в 19-м веке, и до, и после, все были "русские", конечно) служил главным машинистом и декоратором императорских театров, и "волшебником" его можно назвать не только в оценочно-метафорическом смысле. Спектакли того периода, и оперные, и особенно балетные, в основном ставились либо на сказочные сюжеты, либо на романтические, привязанные к полувоображаемым экзотическим землям. Сегодня уже и названия этих балетов, опер, имена авторов музыки к этим постановкам мало о чем говорят, в лучшем случае зацепишься за "Корсара" или Вагнера, ну Глинка, конечно, а так - остались от того театра, особенно периода до распространения фотосъемки, лишь эскизы декораций да костюмов, и не всегда "опознанные" - на выставке хватает экспонатов, которые не атрибутированы привязкой к конкретном спектаклю, просто виды загадочных замков и пещер, лесов и парков, каких-то совсем фантастических мест; и существа, для которых Вальц разрабатывал наряды - это хорошо если обитатели неведомых земель, а то и персонажи зоо-, даже фитоморфные (костюм морковки, к примеру - это тоже для императорской сцены придумано, а не для детсадовского утренника). Вероятно, как произведения изобразительного искусства акварельные эскизные пейзажи и интерьеры Вальца достаточно вторичны по отношению к творчеству крупных художников-мастеров, но здесь выставкой задается определенный исторический контекст, в который тем более интересно оказалось погрузиться перед тем, как в соседнем корпусе, т.н. "каретном сарае", приступили к вручению премий "Театральный роман" за лучшие издания в области литературы о театре.

Я всегда скупо трачу вечера, приберегая их для спектаклей или концертов - на мероприятия музейные, тем более церемониальные, расходовать вместо театра вечер жалко. И тут поначалу, признаться, необходимость пойти на "Театральный роман" для меня долго оставалась неочевидной. Но собралось на редкость достойное общество, при этом практически без "левых", лишних людей. Большинство выступавших так или иначе упоминали присутствовавшую в зале Инну Соловьеву - и не только в связи с тем, что она сама получала премию за книгу про "второй МХАТ": так вышло, что любая актуальная проблема театральной истории, да и современного театра тоже, выводит на Инну Натановну - она великая, правда. Кроме того, "гвоздем программы" оказалось спонтанное цитирование дневников директора императорских театров Владимира Теляковского: вышел пятый том, в следующем году планируется шестой - издания академические, увесистые книжки в твердой обложке на хорошей бумаге и качественно отпечатанные, но как я потом лишний раз убедился, взяв том в руки, откроешь на любой странице - и как будто просматриваешь чей-то блог, причем не начала прошлого века, то есть более чем столетней давности, а сегодняшний! Вот только даже я (с моей репутацией гада пронырливого) - и даже в скрытых записях! - пожалуй, не позволяю себе таких выражений, какими директор императорских театров Теляковский (кстати, назначенный на эту должность "сверху" и, будучи армейским полковником, к театру изначально отношения не имевший вовсе и как зритель спектаклей практически не посещавший до вступления в должность) характеризовал и обстановку, и персон, в том числе, как сказали бы сейчас, "топовых", "медийных", и не то чтоб он употреблял бранные, нецензурные слова (хотя на прижизненную публикацию тексты явно не рассчитывались), но, к примеру, замечания относительно Кшесинской и ее родовитых поклонников в духе "циничная вонючая падаль" и нынче прозвучали бы громко - как бы православные не оскорбились за своих святых князей и их любимых богомольных балерин!

В общем, хоть на спектакль я этим вечером не попал (а мог бы даже на два подряд!) - а все же ни дня без театра, и в конце концов, как сказала мне несколько лет назад все та же многомудрая Инна Натановна Соловьева: "Вы знаете... в Москве десятки театров, где я ни разу не была!"

с руководителем пресс-службы музея Юлей Литвиновой

между двумя Маринами (Токаревой и Тимашевой)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments