Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Ахматова. Поэма без героя" в "Гоголь-центре", реж. Кирилл Серебренников, Алла Демидова

На уровне знака поразительно точное попадание (совпадение?) с главным символом задуманного проекта-пенталогии "Звезда": то, что в "Пастернаке" прочитывалось как "рождественская звезда" (со всеми возможными обертонами, противоречиями и обманками), то в "Ахматовой" оборачивается "звездой смерти" (это я еще "Мандельштама" пока не видел - там должна быть своя "звезда", хотя скорее шести-, чем пятиконечная). Впрочем, "звезды смерти" - это образ не из "Поэмы без героя", а из "Реквиема", но в композиции спектакля текста из двух поэм - примерно поровну, что может показаться и удачной, продуктивной находкой, и спорным, даже ошибочным решением.

Лично я считаю "Поэму без героя" Ахматовой самым совершенным поэтическим текстом, написанном на русском языке в 20-м веке, а саму Ахматову, соответственно, ну если уж не "лучшим", это как-то глупо даже рассуждать, кто из них, из таких великих-развеликих, "лучше" остальных, но важнейшим, первым и главным русскоязычным поэтом столетия, в котором и большая часть моей жизни тоже прошла. Тогда как значение "Реквиема" - определенно в другом. И его, тоже немалые, но своеобразные литературные достоинства - важный, но не основной предмет внимания при обращении к "Реквиему", а с "Поэмой без героя" - наоборот. Вообще непреодолим соблазн "Поэму без героя" считать - буквально, терминологически - "драматической поэмой", где без труда выделяются "ремарки", а при чуть более внимательном чтении и "диалоги". Театральность поэмы очевидна, да и Ахматова думала, писала о том, что не видит препятствий "переделать" ее "разумеется, не в классический балет, а в некое танцевальное действо с пеньем за сценой", соглашалась с первыми читателями, что "в ней присутствует музыка" (см. "Проза о поэме"), и немудрено, столько конкретных названий музыкальных произведений в ней упоминается.

Как ни странно, пластики, танца, движения в гоголь-центровской "Поэме без героя" против ожиданий практически нет, как нет и "кордебалета", массовки. Музыка, правда, есть, но не та, что "предписана" автором - из ящиков-гробов извлекаются арфы, на них, а также на клавишных и чем-то вроде "электрогуслей" играет один из участников, другая (если я не обознался - Светлана Мамрешова), изображая "смерть" в черной "короне", время от времени поет, но в основном все внимание сосредоточено на Алле Демидовой, которая значится в выходных данных еще и сорежиссером. "Поэму без героя" и "Реквием" Демидова читает с эстрады уже не первое десятилетие, с оркестром и по всякому - но мне, признаться, не доводилось бывать на этих ее вечерах (и совсем уж начистоту, Алла Сергеевна лично мне давно уже более интересна как литератор, даже, если угодно, "мыслитель", нежели в своей изначальной актерской, исполнительской ипостаси) и затрудняюсь судить, что в нынешней премьере "Гоголь-центра" от Демидовой и ее готовых наработок, а что (помимо "звезды" и "смерти", а также электро-акустического саундтрека композитора Александра Болдачева) привнесено благодаря тому, что "Поэма" обрела очередное воплощение на подмостках "Гоголь-центра".

Подозреваю, не для меня одного отнюдь, хотя и по своим причинам у каждого, именно "Гоголь-центр" дал повод познакомиться с "Поэмой без героя" в версии Демидовой, а для многих, не рискуя ошибиться предположу - и с текстом Ахматовой. Специфика целевой аудитории "ГЦ" такова, что просвещенная тетенька у меня за спиной, уже при погасшем свете продолжавшая объяснять в мобильник своим "итальянским друзьям", что никуда уже пойти не может, потому что невозможно для нее пропустить, как "Демидова читает Ахматову", минут через десять после начала заснула и не приходила в сознание несмотря на то, что гламурно-богемная парочка по соседству от нее, строча смс-ки, светила экраном мобильника так ярко, что боком попадало в глаза и мне, сидевшему на ряд ближе. Интересно, а они все вместе, просвещенная с гламурными, хотя бы въехали, что там помимо "Поэмы без героя" еще и "Реквием" звучал, отличили одно от другого? Ну да и ладно, меня это не касается, только противно, что болтали, светили, спали, а потом, пофоткав первые поклоны, помчались в гардероб, а я еще долго в очереди стоял.

Между тем Демидова в версии "Гоголь-центра" воспроизводит "Поэму без героя" далеко не полностью, не говоря уже о строфах, не вошедших в окончательный ее вариант (уж до чего мне жаль куска про "арлекина-убийцу"...) Зато переводит и разъясняет источник эпиграфа к поэме Deus conservat omnia, выложенный световыми трубками на заднике - что значит, откуда взялся (при этом не до конца внятно проговаривается, что это именно эпиграф и конкретно к поэме, а не просто девиз на доме, где Ахматова жила). А еще фрагменты второй части и эпилога перемежает взятыми опять-таки не в аутентичном порядке главками "Реквиема". И прологом к часовому представлению становится рассказ Демидовой от первого лица - о том, что когда-то озвучивая документалку Семена Арановича о Горьком, она узнала от него про съемки похорон Ахматовой. Пленка из сейфа режиссера исчезла, потом Демидова уже приехав в Америку на юбилейные мероприятия в честь Ахматовой, организованные Бродским, по тамошнему ТВ увидела ту хронику - надо полагать, приобретенную американцами при распродаже "неликвидных" архивов КГБ. Ну что же, история впрямь занимательная, а бог действительно сохраняет все и вся. Однако подобная композиция, в сочетании с видеопроекцией, где мелькают лица Блока, Мейерхольда и многих других, задает вполне определенный и упрощенный, а точнее, примитивный вектор понимания "Поэмы без героя" вкупе с "Реквиемом" как некоего "свидетельства" о трагедии художника в фашистском государстве и обществе и о неизбежном, пускай хотя бы и посмертном триумфе, торжестве первого над вторым. Трагедию художника и фашистского государства, положим, никто не отменяет и не оспаривает (ну я точно нет), но упирать на эту тему, да еще с откровенно "просветительским" в самом скверном смысле уклоном - мелко, скучно, и просто неприлично.

Кроме того, Алла Сергеевна нередко путается в тексте... впрочем, невозможно, язык не повернется сказать, что она текст "перевирает" - скорее "присваивает" так, что все сбои ритма, лексические подмены и синтаксические инверсии кажутся в свете масштаба актерской, женской, человеческой индивидуальности Демидовой ну если не полностью оправданными, то по-своему интересными, содержательными, значительными, и если не вполне, то в немалой мере осознанными. И простирая руки поверх вырастающего из пятиконечного подиума-"звезды" подсвеченного "лунного круга", оборачивающегося "зеркалом темной ночи", отбрасывая тени на кирпичные стены бывшего депо, Демидова приобретает сходство с "шаманшей", что-то совершающее таинственное, чудодейственное. Правда, актерские "технологии" Демидовой - классические как в высоком, "возвышенном", так и в самом простецком, "обиходном" смысле слова, если сравнивать, например, с тем ни на что не похожим камланием, что можно было наблюдать (впадая вместе с актрисой настоящий транс) ну хотя бы на "Возмездии. 12" Клима:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3099633.html

А тут приложенный к "высокой" актерской демидовской декламации стандартный суповой набор оформительских спецэффектов от современного театра - видео, дым, снег и т.п. - оставляет открытым вопрос: если бы Демидова просто вышла на сцену, ну может быть еще что-то обозначила жестами, накидкой, присела на стул, встала на стула, но без проектора, без персонифицированной поющей "смерти" и без музыканта-арфиста - но при этом прочитала бы целиком и в прямом, авторском порядке и "Реквием", и "Поэму без героя", и еще что-нибудь из Ахматовой - не предпочтительнее было бы? Потерял бы что-то текст в исполнении Демидовой без сомнительной (мягко говоря) театрализации или приобрел?

Нет, по большому счету в том виде, как "Поэма без героя" предъявлена в рамках проекта "Звезда", постановка всяко имеет право на существование и свою благодарную публику находит. Но я это все к тому, что когда в спектакле на первом месте пиар, на втором маркетинг, на третьем дизайн, плюс ставка на персоналии, включая и Ахматову, хотя Демидова и особенно Серебренников-то помоднее, постатуснее Ахматовой нынче будут, а уже потом доходят руки до изготовления собственно "художественного продукта" (менеджмент, подменяющий творчество; беспроигрышно запрограммированный успех - в общем, типичное для Серебренникова на текущем этапе явление, давно уже так и только так) - тогда и получается вот именно такая "Поэма без героя".
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment