Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Музей инопланетного вторжения" в "Боярских палатах"

"Мы в зоне бедствия" - говорит персонаж Леши Лобанова в "документальном" - "мокьюментарном" - кинофильме, который демонстрируется посетителям "музея" ближе к концу "экскурсии": в нем на экране появляются создатели спектакля (художники Леша Лобанов, Ксения Перетрухина и Шифра Каждан, драматург Наташа Боренко, продюсер Александра Мун) и под видом участников уже современной экспедиции пытаются оценить события прошлого. В целом же "музей" посвящен предполагаемой высадке инопланетян под Томском в январе 1989 года.

Сюжетная основа недвусмысленно заимствована из "Войны миров" Герберта Уэллса, пускай и опознается лишь по отдельным знаковым деталям ("треножники", гибель пришельцев в неподходящих для их существования земных условиях). И надо полагать, авторы имеют в виду, что в конце 1930-х годов опыт своего рода "мокьюментари", отталкиваясь от той же книги, предпринял, чем и прославился впервые, Орсон Уэллс своей радиопостановкой, где преподнес роман в форме актуального репортажа, чем не на шутку переполошил американских слушателей, поверивших во вторжение инопланетян буквально. Лобанов-Перетрухина и Компания, наоборот, обращаются к "событиям" давнишним, отнесенным в уже достаточно отдаленное, что принципиально важно, еще СССРовское прошлое. И вряд ли стараются всерьез убедить в их достоверности - "музейный", "документальный" формат дает им возможность иронической игры как с фантастическим сюжетом, так и с реальной историей.

Посредством условности, связанной с заимствованном из хрестоматийной фантастической книги фабулой, удается (или не удается - вопрос индивидуального восприятия) до некоторой степени погрузиться, а для кого-то и вернуться в конец советских 1980-х: недавно прошла всесоюзная перепись населения, еще переживается (и не как чужое, но свое, близкое горе) землетрясение в Армении - это что касается общественных факторов; а в частной жизни - колбаса по талонам, журнал "Огонек" как "дорогой" (не каждый может себе позволить!), "бинокль" для просмотра фотослайдов, репродукции убогие на стенах... Ну и вездесущее КГБ - а как же, где инопланетяне, там и они, не будет инопланетян, КГБ все равно никуда не денется.

Пространство т.н. "Боярских палат" все чаще и успешнее используется для подобных проектов, соединяющих в себе признаки инсталляции, перформанса, променад-спектакля, "активного" и "иммерсивного" театра. Последний раз я здесь был на в чем-то сходном мероприятии - спектакле-перформансе "Дон Кихот. Послевкусие" Евгения Ибрагимова, тоже и "бродилке", и с элементами "кукольной" техники, но требующем несколько иного рода вовлеченности в происходящее:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3443737.html

Тогда как "Музей инопланетного вторжения" - это все-таки во многом энтертеймент, интерактивный аттракцион. Потрогать гильзы, полепить из пластилина треноги, послушать в наушниках или с аудиокассет записи свидетельств "очевидцев" - пожалуйста. Но используется и видео, и компьютерная анимация - в общем, все тридцать три удовольствия за час с небольшим. В первом зале - муляжи и кассетные магнитофоны, во втором - макет с фигурками, в третьем - наушники и рисунки. В четвертом кинопоказ предваряется театральной сценкой, посвященной исследовательнице "вторжения" из Томского политехнического института Татьяне Михайловне, чья вера в инопланетян едва не стоила ей карьеры, если не более того: театр, понятно, "постдраматический", и те же актеры, что до того выступали экскурсоводами (Матвей Матвеев и Александра Суханова), разыгрывают застольный эпизод с чаепитием и обсуждением судьбы Татьяны Михайловны. Фильм же "документирует" экспедицию, толчком которой послужили материалы с кафедры геологии того самого института, ставшего позднее университетом, но попавшего под распространившиеся ныне "слияния", "укрупнения" в связи с чем собранный учеными архив по "вторжению" должен был оказаться на свалке, но усилиями объединившихся посредством фейсбука добровольцев-энтузиастов был спасен.

То есть, "Музей инопланетного вторжения", с одной стороны - исторический экскурс в недавнее, кем-то подзабытое, кому-то вовсе неведомое прошлое, когда как раз тема пришельцев, НЛО, любых паранормальных явлений из области маргинальной, фольклорно-анекдотической сделалась достоянием легальной, почти официальной масс-культуры, вплоть до телепрограммы "Очевидное-невероятное" или журнала "Наука и жизнь" (тут "музей" в прямом смысле), с другой - сатирический памфлет, где осмысляется - и сопоставляется - то недавнее прошлое с данным нам в ощущениях настоящим, а "зоной бедствия" мыслится территория куда шире, чем некий район Томской области. Весьма доходчиво, во многих мелочах точно и остроумно, не слишком навязчиво. С эффектной финальной точкой - индивидуальным проходом каждого "посетителя музея" через подсвеченный коридор, в конце которого можно увидеть литровую банку с препаратом, "инопланетного" происхождения биомассой.

Недолго, разнообразно, и все понятно. Без ответа для меня остался только один вопрос, но уже не в первый раз и не только здесь: какова природа, как мыслят, что в голове в место мозга (что-то же есть, наверное?) у тех, кто тащит на подобные мероприятия младенцев, умиляется в течение часа их воплям, игнорируя даже немую мольбу артистов убраться с орущим существом подальше, а на выходе веско заключает "ну ниче так, прикольно" - вряд ли это инопланетяне, но и не люди определенно, хотя, очевидно, размножаются, и, вероятно, половым путем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments