Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Дон Кихот" М.Булгакова в ШДИ, реж. Игорь Яцко

В формате лабораторного спектакля "Дон Кихот" идет уже давно, некоторые и не по одному разу посмотрели, а я все никак не мог собраться и неизвестно когда бы дошел, если б не т.н. "ночь искусств" и не в буквальном смысле ночной показ. Поскольку это был для меня уже третий спектакль за день (не считая кино), я опасался, как бы силы не иссякли прежде срока, тем более, что воспоминания о единственной виденной прежде версии булгаковского "Дон Кихота" (постановка театра им. Леси Украинки, где события 1937 года из жизни Булгакова механически вводились в ткань инсценировки была ценна разве что декорациями Давида Боровского) заранее наводили тоску. А вот "Дон Кихот" Яцко в ШДИ дает отличный заряд бодрости - можно говорить о шероховатостях, неизбежно присущих "лабораторному" формату, но действо уж точно не утомительное, наоборот, энергичное, веселое, заставляющее забыть о времени. Я и забыл, не заметил, как закрылось метро, закончилось же представление в третьем часу и куда бы я делся в метель - спасибо Игорю Яцко, доставил до дома в лучшем виде.

Помимо режиссера в том, что "Дон Кихот" вышел таким живым и увлекательным, не мала заслуга исполнителя главной роли - Иван Товмасян соединяет пафос с иронией по отношению к своему герою, Дон Кихот у него - персонаж, с одной стороны, не менее фарсовый, чем Санчо, с другой - в полном смысле романтический. Из двух Санчо, которые чередуются от сцены к сцене, мне показался более занятным Федор Леонов, хотя Андрей Абельцев может и не хуже, просто в нем меньше откровенно комических черт, он скорее трогательный в серьезности своих желаний и намерений, хотя трагический финал доверен все-таки Леонову. В женской части ансамбля безусловно выделяется Дарья Рублева, запомнившаяся мне еще Гловым в блестящих "Игроках", а здесь она особенно хороша в третьей картине на постоялом дворе, где ей досталась роль служанки Мариторнес.

Отлично сделаны разбитые антрактом четвертая и пятая картины, где домашние Дон Кихота разыгрывают спектакль, чтобы вернуть его к "нормальной" жизни - при том что средства очень нехитрые: используются бумажные "индейские" маски, но выглядит это очень эффектно. Вообще антураж, бутафория, сценография - всего по минимуму: стол, стул, вешалка, жестяной тазик, игрушечный меч... но это лишь добавляет зрелищу обаяния. Однако помимо чисто фарсовых элементов в спектакле контрапунктом присутствуют стихиры и фольклорные песни - за счет музыкальных лейтмотивов задается важный для Яцко ритуально-мистериальный контекст: не теряя комедийного заряда, юродство Дон Кихота приобретает характер подвига не в рыцарско-романическом, но в исконном, христианском значении слова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments