Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Мнимая садовница" В.А.Моцарта в "Геликоне", реж. Дмитрий Бертман, дир. Андрей Шлячков

Возникшая как дипломный спектакль студентов Бертмана в РАТИ, "Мнимая садовница" уже десять лет присутствует в репертуаре "Геликона", но на новом месте, в "белоколонном зале княгини Шаховской", может и не прижиться - а я до сих пор ее не видел и не слышал, впервые только сейчас дошел. Не слыхал целиком я эту оперу даже в записи - так, отдельные номера иногда всплывают по концертным программам, хотя юношеский опус Моцарта считается предвосхищением более зрелой "Свадьбы Фигаро", и тоже написан на условно-"испанский" сюжет: под видом садовницы влюбленная аристократка, сопровождаемая тоже ряженым ушлым камердинером, проникает в дом подесты (выборного главы самоуправления), который прочит свою племянницу за ее жениха, но сам готов предпочесть мнимую садовницу прежней фаворитке-горничной. После трагикомических перипетий все устраивается наилучшим образом и для аристократки, и для горничной - но интрига, как водится в итальянской опере 18-го века (потом Моцарт сам переделал "Мнимую садовницу" в зингшпиль, но "Геликон" отталкивается, насколько я понимаю, от оригинальной версии), разворачивается посредством речитативов, арии же, довольно выразительные, хотя и не особенно "шлягерные" дуэты, квартеты, септеты сюжетной нагрузки не несут. Однако речитативы в спектакле отсутствуют, с одной стороны, предъявляя публике Моцарта в режиме нон-стоп, а с другой, превращая его по факту в веселый музыкальный перформанс.

Персонажи действуют на подиуме, покрытом искусственном газоном, в центре его красуется пышная круглая клумба, над ней торчит дорожный знак "круговое движение", за проволочными кустиками притаился камерный оркестр. Доны, маркизы и прислуга на равных окучивают тяпками цветочки, угощаются белокачанной капустой, поливают из лейки и игриво похлестывают друг друга импровизированными букетами-"вениками" - в первом акте; после антракта перебрасываются плетеными корзинками, катаются в жестяном тазу, окунаются в бочку, прыгают через шланг, в общем, не скучают. Получается действо, напоминающее одновременно галантно-куртуазный праздник в регулярном парке и разборки дачников на садовом участке: герои одинаково ловко орудуют лопаткой и пистолетом, но их взаимоотношения неглубоки и непостоянны, конфигурации создаются и распадаются на ходу - драматургия спектакля, кажется, и не предполагает здесь повествовательности (так что электронный субтитры с русскоязычным текстом музыкальных номеров скорее мешают), икебана эмоций переливается всеми цветами, на коде розовыми лепестками из таза осыпают уже и публику - в этот парк культуры и отдыха приходят играть и развлекаться, а не страдать и переживать. Хотелось бы, правда, более аккуратного вокала от исполнителей, особенно от женской части ансамбля, но актерски певцы дадут фору эстрадным эксцентрикам по части живости и самоотдачи. И я не уверен, что "полноценная", сюжетная версия "Мнимой садовницы" воспринималась бы сегодня с той же непринужденностью, как предложенный в "Геликоне" театрализованный дивертисмент.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments