Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Дон Кихот. Послевкусие", театр "Практика" и "Мастерская Дмитрия Брусникина", реж. Евгений Ибрагимов

От слова "послевкусие" мне обычно делается нехорошо (хуже только от "атмосферы"), но это когда о спектакле говорят зрители, а в особенности критики; здесь же на "послевкусии" настаивают сами авторы, характеризуя таким образом жанровый формат постановки. Номинально "Дон Кихот" Ибрагимова - моноспектакль в исполнении брусникинца Михаила Плутахина, но вместе с ним работают еще минимум двое ассистентов, а само действо, рассчитанное на полчаса времени и на десять (плюс-минус) зрителей представляет собой скорее инсталляцию-променад, нежели спектакль. В темной-темной комнате перед публикой в разных углах, закутках или прямо под носом возникают выхваченные из мрака лучами фонариков образы - прежде всего кукольные, игрушечные, а также созданные с помощью пленки, ткани, или просто из человеческой руки. Сами по себе куколки очень трогательные, хочется их рассмотреть ближе, подробнее, и из собственных, а не чужих рук - но "видения" как появляются, так и ускользают моментально. Дорога-лестница из листов книги (романа Сервантеса, надо полагать), пара фигурок, сухощавая на тощем коне и полноватая на ослике - это более опознаваемо; есть и менее очевидные, совсем ускользающие, призрачные объекты.

Используются разные кукольные техники - пальцевая, теневая, марионеточная; но технический вопрос тут прикладной (хотя Евгений Ибрагимов по части кукольного театра - выдающийся мастер), важнее общая обстановка "игры теней" и ощущения присутствия в нем, необходимости по знаку фонарика, по шепоту ассистента перемещаться среди темноты в толпе от одной точки к другой, от объекта к объекту, хотя сами объекты порой весьма эфемерные. Для первого подобного опыта впечатления, вероятно, должны быть сильными - но сейчас аналогичных постановок немало, и как ни странно, в памяти от "Послевкусия" остаются образы статичные - фигурки и маски действительно очень эффектные; а не собственно процесс путешествия по ассоциациям, вызываемым далеким литературным первоисточником. Впрочем, мягкая кисть руки в жабо (отнюдь не "каменная десница" из другого хрестоматийного испанского сюжета), с которой ближе к концу можно вступить и в тактильный контакт, напоминающая движениями пальцев на ниточках какое-то членистоногое, у которого оторвали несколько лап, оставив всего пять - тоже яркая находка, вне зависимости от того, насколько она встроена в ассоциативный ряд и как соотносится с сюжетом Сервантеса.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments